Занятие 17 СЛУШАЮ СВОЕ СЕРДЦЕ

0
2279

Цель занятия: формировать представления о нравственных качествах человека; развивать умение анализировать поступки людей и распознавать положительные качества человека; про­буждать добросердечное отношение к окружающим.

Методы: беседа, рассказ, объяснение, игра, инсценировка.

Ресурсы: иллюстрации к рассказу, аудиозапись «Детский релакс», мягкая игрушка в виде сердца, альбом.

Сердечный круг

С улыбкой солнце дарит свет, нам посылая свой… Дети: Привет!

И улыбнутся вам в ответ от слова доброго… Дети: Привет!

И вы запомните совет: дарите всем друзьям… Дети: Привет!

Давайте дружно, все в ответ, друг другу скажем мы… Дети: Привет!

Наедине с собой

Звучит музыка.

– Давайте послушаем, как стучит ваше сердце. Можно за­ крыть глаза и подумать, что ваше сердце умеет грустить и радо ваться, умеет любить и скучать, ваше сердце умеет понимать и прощать. Оно может быть добрым, искренним и чистым.

Музыка не звучит.

– Посидим минутку в тишине. Подумаем и послушаем свое
сердце…

Мысленно скажите своему сердцу: «Спасибо, сердце, что ты такое доброе!»

– Ребята, кто-нибудь хочет поделиться своими чувствами,
мыслями?

(Рассуждения детей).

Побеседуем

– Ребята, почему люди могут быть злыми?

Как вы думаете, может человек родиться со злым сердцем? Что нужно сделать, чтобы сердце каждого человека стало добрым и отзывчивым? (Рассуждения детей).

Почитаем

Чтение с показом иллюстраций

Каражанбасу подарили щенка. Щенок радостно бегал по комнате, смешно тявкал, таскал папины тапочки по комнате, а потом принялся грызть ножку стула.

Решил Каражанбас заняться воспитанием щенка. Он требо­вал от него выполнения команд, а если щенок не выполнял их, бил его веревкой. Время шло, щенок превратился в большую злую собаку. Каражанбас смотрел на выросшего щенка и ничего не понимал.

– Ребята, почему собака выросла злой?
А как бы поступили вы?

(Рассуждения детей).

Однажды Ариша пришла в детский сад нарядная, у нее был день рождения. Все ребята подошли к Арише, поздравили ее,
осторожно трогали белое воздушное платье, говорили ей о том, какая она красивая.

Вдруг к Арише подбежал Ефим, дернул ее за красивый бан­ тик. Он развязался, косичка расплелась, Ариша расплакалась.

– Как вы думаете, какое сердце у Ефима? Почему вы так думаете?

Как бы вы поступили на месте ребят? (Рассуждения детей).

Разминка

Воспитатель предлагает детям показать то, о чем он бу­ дет говорить.

Дождь покапал и прошел. Мальчик радостный пошел,

Солнце в целом свете. и решила кроха:

Это – очень хорошо «Буду делать хорошо,

И большим и детям. И не буду плохо».

Поиграем

Игра «Конкурс хвастунов»

Воспитатель предлагает провести конкурс на лучшего «хвастуна». Но хвастаться нужно не своими успехами или кра­сотой, а другом, который стоит справа.

– Посмотрите внимательно на своего друга, который стоит
справа, и подумайте: какой он человек, какое у него сердце?

Что он умеет делать и что у него хорошо получается?

Например: «Акмарал — очень умная, добрая, веселая, у нее доброе сердце» и т.д.

Когда все дети расскажут о своем друге, можно выбрать лучшего «хвастуна». Воспитатель спрашивает у каждого ре­бенка, что ему понравилось больше – говорить хорошие слова о друге или слушать, как рассказывают о тебе?

Обобщаем

– Сегодня на занятии мы узнали, что добрый человек из доб­ рого сокровища – своего сердца – выносит доброе. Злой человек
– выносит злое. Если сердце человека бесчувственно, а поступки его плохие, люди скажут о таком человеке: «У него нет сердца,
он злой человек». Если сердце его, дела и поступки добрые, о таком человеке скажут: «Он добрый, сердечный человек».

Круг «От сердца к сердцу»

Дети передают игрушку в виде сердца друг другу, называя ка­ чества сердца: отзывчивое, любящее, теплое, доброе, понимаю­ щее, горячее, радостное, печальное, открытое, щедрое и т.д.

Воспитатель предлагает детям взяться за руки и почувст­вовать тепло сердец друзей.

Домашнее задание

– Нарисуйте в альбоме, каким вы представляете человека с
добрым сердцем, а каким – с недобрым сердцем.

Дополнительный материал к занятию

Творческое чтение «Белыш и Черныш» (М.А. Андриа­ нов. Философия для детей).

Родились во дворе у мамы-собаки два щенка. Увидев их, де­ти стали думать, как бы их назвать. У одного щенка была белая

мордочка, и ему дали кличку Белыш, а второго назвали Черны­ шом, потому что у него вся шерсть, кроме белого кончика хвост, а была совершенно черной.

Белышу нравилось играть с детьми. Он ласкался, за всеми бегал, а если его брали на руки, то мог даже лизнуть лицо. Всей детворе нравилось с ним возиться. Его принимали в свои игры, гладили, следили, чтобы он не выбегал на дорогу, и каждый ста­рался вынести из дому что-чибудь вкусное и угостить его. Неко­торые дети даже не доедали дома свои котлеты и сосиски, чтобы осталось Белышу.

А Чернышу больше нравилось рычать и тявкать на людей. Играть с ним было неинтересно, потому что он все время, рыча, вырывался из рук и даже слегка цапнуть мог, если его начинали гладить. Из-за этого Черныша совсем перестали гладить и лас­ кать, а некоторые дети старались даже позлить и подразнить его.

Через полгода Белыш и Черныш выросли. Белыш стал очень добрым псом, каждого человека он считал своим другом. И да­ же, видя во дворе незнакомого человека, он подбегал к нему, начинал радостно вилять хвостом, высовывал язык и по- доброму смотрел человеку в глаза.

А Черныш за это время только еще злее стал. Во дворе он на всех подряд лаял, рычал, к себе не подпускал, а всех чужих лю­ дей своими врагами считал и старался к ним сзади подбежать и за ногу укусить.

Когда однажды Черныш покусал одну незнакомую женщи­ ну, кто-то из взрослых вызвал службу по отлову собак. Приеха­ли незнакомые люди на машине во двор, а Черныш тут как тут. Лаем заливается, на чужаков бросается и каждого укусить норо­ вит. Растянули люди большую сеть, поймали Черныша, посади­ ли в клетку и увезли куда-то. С тех пор о Черныше никто ничего не слышал, да и совсем не тосковали о нем дети, своими злыми выходками и громким лаем он успел всем здорово надоесть.

А Белыш до сих пор играет с детьми, всюду бегает за ними. Он, став любимцем всего двора, остался таким же ласковым, общительным и дружелюбным.

– Кто виноват в том, что Черныш вырос злым? (Он сам, по­
тому что выбрал вместо добра зло).

— Почему жизнь Черныша закончилась так плохо (Зло воз­
вращается злом).

поурочные планы для предшколы, Самопознание