Цель занятия: расширять представления детей о радости общения; развивать навыки дружелюбного общения в коллекти ве; воспитывать чуткое и заботливое отношение к людям.
Методы: беседа, объяснение, рассказ, игра, упражнение.
Ресурсы: хрестоматия, альбом, аудиозапись из серии «Классики – детям», запись песни «Если с другом вышел в путь», ко локольчик, диктофон, воздушный шар.
Круг радости
Колокольчик наш волшебный Вновь звенит и вновь поет, Утром ранним нежно-нежно В круг наш радости зовет!
Воспитатель предлагает детям поздороваться друг с дру гом с помощью колокольчика:
– Я ласково посмотрю на Андрея, улыбнусь ему, а затем позвоню в колокольчик: «Здравствуй, Андрюша!» – и передам Ан дрею колокольчик. Так колокольчик обойдет весь круг.
Почитаем
М. Пляцковский. «Урок дружбы»
Жили-были два воробья, которых звали Чик и Чирик.
Однажды Чику пришла посылка от бабушки. Целый ящик пшена. Но Чик об этом ни словечка не сказал своему приятелю.
«Если я пшено раздавать буду, то себе ничего не останется», -подумал он. Так и склевал все зернышки один. А когда ящик выбрасывал, то несколько зернышек все же просыпалось на землю.
Нашел эти зернышки Чирик, собрал аккуратно в пакетик и полетел к своему приятелю Чику.
Здравствуй, Чик! Я сегодня нашел десять зернышек пшена.
Давай их поровну разделим и склюем.
Не надо… Зачем?
стал отмахиваться крылышками Чик.
Ты нашел — ты и ешь!
Но мы же с тобой друзья, – сказал Чирик.
А друзья все
должны делить пополам. Разве не так?
Ты, наверное, прав, – ответил Чик.
Ему стало очень стыдно. Ведь он сам склевал целый ящик пшена и не поделился с другом, не дал ему ни одного зернышка. А сейчас отказаться от подарка приятеля – это, значит, обидеть его. Взял Чик пять зернышек и сказал:
Спасибо тебе, Чирик! И за зернышки, и за урок…Дружбы!
Какой урок Дружбы? – не понял Чик.
Ребята, как вы думаете, кого можно назвать настоящим
другом? Почему?
По-вашему, Чирик – счастливый воробей? Почему? Почуьствует ль человек себя счастливым, если будет об’- манывать друга?
(Рассуждения детей).
Разминка
Игра « Это я, это я, это все мои друзья»
а) «А кому из вас я смело поручу любое дело?»
Дети отвечают: «Это я, это я, это все мои друзья».
б) «Кто бывает злым, упрямым? Кто обманывает маму?»
Дети: «Нет, не я, нет, не я, и, конечно, не друзья».
в) «Кто из вас вперед идет, руку дружбы подает?»
Дети: «Это я, это я, это все мои друзья».
г) «Кто за то, чтоб быть правдивым?».
Дети: «Это я, это я, это все мои друзья».
д) «Кто умеет не сердиться, с другом сразу помириться?»
Дети: «Это я, это я, это все мои друзья».
е) «А кто из вас дружить умеет и игрушки не жалеет?»
Деть: «Это я, это я, это все мои друзья». И т.д.
Инсценировка «Знакомство»
Воспитатель делит группу на три подгруппы. Каждой из них дает задание.
Первая группа: знакомство на празднике дня рождения.
Вторая группа: в группу пришла новая девочка.
Третья группа: в гости пришел взрослый человек, мама занята.
Воспитатель предлагает каждой группе разыграть ситуа ции, организует обсуждение.
– Как сделать общение между людьми интересным и радостным?
(Рассуждения детей).
Обобщаем
— Сегодня мы говорили о важном и главном для каждого че ловека. Быть другом – это счастье, правда?! Посмотрите друг на
друга с улыбкой!
Мы счастливы и гордимся тем, что нас называют друзьями.
Круг «От сердца к сердцу»
Воспитатель предлагает детям составить «Поезд дружбы».
Впереди «паровоз» – ведущий, а за ним «вагончики»- дети.
Ведущий произносит слова:
«Я – веселый паровоз- другу … (конфеты, игрушки, «здоро вье») привез…» — и берет того, кому «привез подарок», сзади за талию.
Ведущий становится «вагончиком», а тот, к кому он присоединился, — «паровозом». Новый ведущий говорит те же самые слова и «привозит в подарок» что-то еще, «цепляется» с ребенком и т.д.
Домашнее задание
— Найдите в альбоме страничку к занятию. Представьте, что вы отправились с друзьями в далекое плавание. Напишите на корабликах имена своих друзей.
Дополнительный материал к занятию:
Упражнение «Доброе утро» (Фопель К.)
Используемый в игре микрофон поможет воспитателю начать занятие в нетрадиционном, особым образом, укрепляющим чувст во собственного достоинства детей и единения группы. Каждый ребенок получает возможность поприветствовать своих одногруппников и рассказать, что его в этот день радует, что он хочет сделать, какое у него настроение. Это чрезвычайно эффективный ритуал, он пробуждает у детей интерес, стимулирует их готовность прислушиваться друг к другу и, самое главное, дарит им возмож ность почувствовать себя в центре всеобщего внимания.
Воспитатель: — Сядьте, пожалуйста, образуя круг. Сегодня я принесла вам микрофон. Каждый из вас по очереди сможет что-то сказать в этот микрофон, а остальным надо будет его спокой но выслушать. Тот, кто держит микрофон, может сказать всем нам: «Доброе утро!» и сообщить, чему он сегодня радуется. Он может рассказать нам также, какое у него сегодня с утра на строение, и как прошло начало дня у него дома.
Может случиться, что некоторые из детей не захотят ничего говорить. Не настаивайте. Когда воспитатель будет проводить это упражнение впервые, он первый начинает говорить в микрофон, а затем передает его кому-нибудь из детей.
Сударева Инна «Подружились»
Подарил Сергей Анютке И сказал, краснея:
Голубые незабудки, «Их собрал тебе я,
А еще — ромашки Чтоб со мной дружила,
В золотой бумажке. И совком не била».
И пошли они вдвоем Из песочка строить дом.
По улице девчонка, Цветастая юбчонка,
Шагает гордо-гордо, Прижав щенка к груди. Навстречу ей мальчонка,
В полосочку кепчонка, Шагает важно-важно, Гляди, не подходи.
Идёт себе девчонка,
Не смотрит на мальчонку, Уж было разминулись
Друг с дружкой малыши. Но вдруг сказал мальчонка Не вытерпев, девчонке: -Пожалуйста, щеночка Погладить разреши.
Девчонка обернулась, Мальчонке улыбнулась,
-Ну, что ж, погладь, не жалко, Мой Тузик – славный пёс. Мальчонка наклонился,
А Тузик изловчился
И, весело прищурясь,
Лизнул мальчонку в нос.