Цели: углубить знания учащихся о второстепенных членах предложения; ознакомить с дополнением и способами его выражения; учить находить дополнение, разграничивать подлежащее и дополнение.
Оборудование: проектор, экран, компьютер.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
II. Работа по составлению предложений.
Спишите текст, дополните начатые предложения. Выделите грамматические основы, поставьте к вписанным словам вопросы, укажите падеж.
– На вопросы каких падежей отвечают придуманные вами второстепенные члены предложения? От какого слова зависят?
Внимание! Второстепенные члены предложения, отвечающие на вопросы косвенных падежей, называются . Они относятся к сказуемому, вносят уточнения и дополнения в предложения.
Объяснение проводится по материалам учебника, с. 68.
III. Заполнение таблицы (отражена на экране)
Второстепенные члены предложения
Порядок действий |
Члены предложения |
||
|
|||
1. Установить, от какого слова зависит |
о т глагола |
||
2. Выяснить, что обозначает |
п редмет, с которым свя-зано действие или признак |
||
3. Найти, на какой вопрос отвечает |
Р. п. кого? чего? Д. п. кому? чему? В. п. кого? что? Т. п. кем? чем? П. п. о ком? о чем? |
||
4. Определить, какой частью речи выражен |
Чаще всего существительным или местоимением в косвенном падеже |
IV. Диктант с заданием.
Запишите предложения под диктовку, выделите грамматические основы и дополнения.
Ветер оторвал лодку от причала и унес в море. Солнце осветило своими лучами лесную поляну. Последние птицы спрятались под крышами. От дома, от деревьев, от голубятни, от галереи побежали далеко длинные тени.
V. Отработка умений различать именительный и винительный падежи.
Выполнение упражнения 178.
Внимание! ч тобы не спутать подлежащее и дополнение, к существительным и местоимениям в винительном падеже нужно поставить двойные вопросы: увидел (кого? что?) лису
увидел (кого? что?) кораблик.
VI. Выполнение упражнений 176, 177 с комментированием.
VII. Составить и записать предложения по схемам:
Домашнее задание : упражнения 179, 180 (устно).