В. П. КАТАЕВ. «ДУДОЧКА И КУВШИНЧИК»

0
2

Цели: познакомить учащихся с произведением В. П. Катаева; продолжить развивать кругозор; воспитывать трудолюбие и любовь к природе.

Ход урока

Учитель. Сегодня мы с вами пойдем в лес. Кто был в лесу? Что вам там больше всего понравилось? Каких птиц и животных вы видели? Как нужно вести себя в лесу? Какие правила поведения в лесу вы знаете?

1. Не кричать.

2. Не сорить.

3. Не разводить костер.

4. Не трогать детенышей животных.

5. Не разорять птичьих гнезд.

На доске иллюстрации, позволяющие представить лесную поляну.

Учитель. Посмотрите, как красиво вокруг! Прислушайтесь… (Звучит музыка леса.) Ребята, посмотрите, кто это в траве? Небольшой старичок: пальто белое, борода сизая, шляпа бархатная и поперек шляпы сухая травинка. Это старик-боровик, коренной лесовик, главный начальник над всеми ягодами и грибами.

Старик-боровик. Кто такие? Зачем в лес пожаловали? Птичьи гнезда разорять? Ветви деревьев ломать?

Дети (хором). Что вы, дедушка!

Девочка. Мы любим лес и его обитателей.

Мальчик. Не будем мы трогать птичьи гнезда.

Девочка. Не будем мы листья с деревьев обрывать и ломать ветви.

Учитель. Мы пришли полюбоваться красотой леса. Посмотреть, кто живет в лесу, что растет. Что произошло нового, интересного.

Старик-боровик. Хорошо. Сейчас проверим, как вы любите и знаете лес и его обитателей. Отгадайте, что это за деревья?

Клейкие почки,

Зеленые листочки.

С белой корой

Стоит под горой.

(береза.)

Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок

Ничего, что плод мой мелок.

(дуб.)

Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год.

(ель.)

У меня длинней иголки,

Чем у елки.

Очень прямо я расту

В высоту.

Если я не на опушке,

Ветви только на макушке.

(сосна.)

С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед.

А меня все ж обижают:

Шкуру тонкую сдирают.

(липа.)

Весной зелена,

Летом загорела,

Осенью надела

Красные кораллы.

(рябина.)

Старик-боровик. Молодцы, знаете деревья. Какое из этих деревьев живет дольше всех? О каком дереве сложена песня? Спойте ее.

Ребята исполняют русскую народную песню «Во поле березка стояла».

Старик-боровик. Хорошо поете. Молодцы. Посмотрите, ребята, на эти листочки деревьев. Это плохие ребята приходили в лес и оборвали листья, сломали ветки. Пришлось Михайло Ивановича на помощь звать, чтоб прогнать их. С каких деревьев они сорвали листья?

Девочка. А что, у вас и медведи есть?

Старик-боровик. В нашем лесу много животных и птиц. Назовите мне одного животного из двух букв, пять животных из четырех букв, двух из пяти букв и одного из семи букв.

(Еж, лиса, волк, енот, бобр, лось, белка, олень, медведь.)

– Отгадайте птиц.

Д_ _ _л, к_ _ _ _ _а, с_ _ _ _ _ь, с_ _а, ф_ _ _н.

(дятел, кукушка, снегирь, сова, филин.)

Дети. Дедушка, а можно мы в твоем лесу соберем немного ягод и грибов?

Старик-боровик. А какие съедобные грибы вы знаете?

На доске рисунки грибов.

Глубоко был спрятан он,

Раз-два-три – и вышел вон.

И стоит он на виду.

Белый, я тебя найду.

(боровик.)

Нет грибов дружней, чем эти, –

Знают взрослые и дети, –

На пеньках растут в лесу,

Как веснушки на носу.

(опенки.)

Не спорю – не белый,

Я, братцы, попроще.

Расту я обычно

В березовой роще.

(подберезовик.)

Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту, –

Зовусь я – … (подосиновик).

– А этот будете рвать?

Он в лесу стоял,

Никто его не брал,

В красной шапке модной,

Никуда не годный.

(мухомор.)

– Угадайте, что это за ягоды?

Вкус у ягоды хорош,

Но сорви ее, поди-ка:

Куст в колючках, будто еж, –

Вот и назван… (ежевика).

Что за бусинка вот тут

На стебле повисла?

Глянешь – слюнки потекут,

А раскусишь – кисло!

(клюква.)

Листики с глянцем,

Ягодки с румянцем,

А сам кусточек –

Не выше кочек.

(брусника.)

Под мостом на каждой ветке

Сидят маленькие детки.

Тот, кто деток соберет,

Руки вымажет и рот.

(черника.)

Я капелька лета на тоненькой ножке.

Плетут для меня кузовки и лукошки.

Кто любит меня, тот и рад поклониться.

А имя дала мне родная землица.

(земляника.)

Старик-боровик. Как вы думаете, почему землянику так назвали? Сейчас время земляники. Идите собирайте ее.

Дети уходят. Возвращаются с ягодами. Одна девочка грустная, у нее нет ни одной ягодки.

Старик-боровик. Девочка, а почему ты без земляники?

Девочка. Не нашла.

Старик-боровик. В моем лесу ее так много, что не заметить невозможно. А как ты ее искала?

Девочка. Смотрела по сторонам. Нигде нет, одни зеленые листочки. Наверное, еще не поспела.

Старик-боровик. А ты под листочки заглядывала?

Девочка. Вот еще, руки пачкать да спину гнуть.

Старик-боровик. Да ты похожа на одну девочку Женю, которая тоже лентяйкой была.

Дети (хором). Дедушка, расскажи про Женю.

Старик-боровик. Ну, слушайте.

Чтение сказки.

Девочка. Нет, я не такая, как Женя. Я просто… Я просто гуляла по лесу и не собирала ягоды. Я сейчас…

Убегает. Через некоторое время прибегает с горстью ягод.

Девочка. Посмотрите! Я тоже собрала землянику. Спасибо, дедушка, за землянику.

Старик-боровик. Почему Жене не понравился папин секрет сбора ягод? Почему она позавидовала маленькому Павлику? Какая была Женя? Как обидели Женю ягоды?

Девочка. А почему вы не дали Жене и дудочку, и кувшинчик?

Старик-боровик. А вы как думаете? Какими качествами необходимо обладать

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь