Цели: познакомить учащихся с произведением В. П. Катаева; продолжить развивать кругозор; воспитывать трудолюбие и любовь к природе.
Ход урока
Учитель. Сегодня мы с вами пойдем в лес. Кто был в лесу? Что вам там больше всего понравилось? Каких птиц и животных вы видели? Как нужно вести себя в лесу? Какие правила поведения в лесу вы знаете?
1. Не кричать.
2. Не сорить.
3. Не разводить костер.
4. Не трогать детенышей животных.
5. Не разорять птичьих гнезд.
На доске – иллюстрации, позволяющие представить лесную поляну.
Учитель. Посмотрите, как красиво вокруг! Прислушайтесь… (Звучит музыка леса.) Ребята, посмотрите, кто это в траве? Небольшой старичок: пальто белое, борода сизая, шляпа бархатная и поперек шляпы сухая травинка. Это старик-боровик, коренной лесовик, главный начальник над всеми ягодами и грибами.
Старик-боровик. Кто такие? Зачем в лес пожаловали? Птичьи гнезда разорять? Ветви деревьев ломать?
Дети (хором). Что вы, дедушка!
Девочка. Мы любим лес и его обитателей.
Мальчик. Не будем мы трогать птичьи гнезда.
Девочка. Не будем мы листья с деревьев обрывать и ломать ветви.
Учитель. Мы пришли полюбоваться красотой леса. Посмотреть, кто живет в лесу, что растет. Что произошло нового, интересного.
Старик-боровик. Хорошо. Сейчас проверим, как вы любите и знаете лес и его обитателей. Отгадайте, что это за деревья?
Клейкие почки,
Зеленые листочки.
С белой корой
Стоит под горой.
(береза.)
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок –
Ничего, что плод мой мелок.
(дуб.)
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.
(ель.)
У меня длинней иголки,
Чем у елки.
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветви – только на макушке.
(сосна.)
С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед.
А меня все ж обижают:
Шкуру тонкую сдирают.
(липа.)
Весной зелена,
Летом загорела,
Осенью надела
Красные кораллы.
(рябина.)
Старик-боровик. Молодцы, знаете деревья. Какое из этих деревьев живет дольше всех? О каком дереве сложена песня? Спойте ее.
Ребята исполняют русскую народную песню «Во поле березка стояла».
Старик-боровик. Хорошо поете. Молодцы. Посмотрите, ребята, на эти листочки деревьев. Это плохие ребята приходили в лес и оборвали листья, сломали ветки. Пришлось Михайло Ивановича на помощь звать, чтоб прогнать их. С каких деревьев они сорвали листья?
Девочка. А что, у вас и медведи есть?
Старик-боровик. В нашем лесу много животных и птиц. Назовите мне одного животного из двух букв, пять животных из четырех букв, двух из пяти букв и одного из семи букв.
(Еж, лиса, волк, енот, бобр, лось, белка, олень, медведь.) |
– Отгадайте птиц.
Д_ _ _л, к_ _ _ _ _а, с_ _ _ _ _ь, с_ _а, ф_ _ _н.
(дятел, кукушка, снегирь, сова, филин.)
Дети. Дедушка, а можно мы в твоем лесу соберем немного ягод и грибов?
Старик-боровик. А какие съедобные грибы вы знаете?
На доске рисунки грибов.
Глубоко был спрятан он,
Раз-два-три – и вышел вон.
И стоит он на виду.
Белый, я тебя найду.
(боровик.)
Нет грибов дружней, чем эти, –
Знают взрослые и дети, –
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу.
(опенки.)
Не спорю – не белый,
Я, братцы, попроще.
Расту я обычно
В березовой роще.
(подберезовик.)
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту, –
Зовусь я – … (подосиновик).
– А этот будете рвать?
Он в лесу стоял,
Никто его не брал,
В красной шапке модной,
Никуда не годный.
(мухомор.)
– Угадайте, что это за ягоды?
Вкус у ягоды хорош,
Но сорви ее, поди-ка:
Куст в колючках, будто еж, –
Вот и назван… (ежевика).
Что за бусинка вот тут
На стебле повисла?
Глянешь – слюнки потекут,
А раскусишь – кисло!
(клюква.)
Листики с глянцем,
Ягодки с румянцем,
А сам кусточек –
Не выше кочек.
(брусника.)
Под мостом на каждой ветке
Сидят маленькие детки.
Тот, кто деток соберет,
Руки вымажет и рот.
(черника.)
Я капелька лета на тоненькой ножке.
Плетут для меня кузовки и лукошки.
Кто любит меня, тот и рад поклониться.
А имя дала мне родная землица.
(земляника.)
Старик-боровик. Как вы думаете, почему землянику так назвали? Сейчас время земляники. Идите собирайте ее.
Дети уходят. Возвращаются с ягодами. Одна девочка грустная, у нее нет ни одной ягодки.
Старик-боровик. Девочка, а почему ты без земляники?
Девочка. Не нашла.
Старик-боровик. В моем лесу ее так много, что не заметить невозможно. А как ты ее искала?
Девочка. Смотрела по сторонам. Нигде нет, одни зеленые листочки. Наверное, еще не поспела.
Старик-боровик. А ты под листочки заглядывала?
Девочка. Вот еще, руки пачкать да спину гнуть.
Старик-боровик. Да ты похожа на одну девочку Женю, которая тоже лентяйкой была.
Дети (хором). Дедушка, расскажи про Женю.
Старик-боровик. Ну, слушайте.
Чтение сказки.
Девочка. Нет, я не такая, как Женя. Я просто… Я просто гуляла по лесу и не собирала ягоды. Я сейчас…
Убегает. Через некоторое время прибегает с горстью ягод.
Девочка. Посмотрите! Я тоже собрала землянику. Спасибо, дедушка, за землянику.
Старик-боровик. Почему Жене не понравился папин секрет сбора ягод? Почему она позавидовала маленькому Павлику? Какая была Женя? Как обидели Женю ягоды?
Девочка. А почему вы не дали Жене и дудочку, и кувшинчик?
Старик-боровик. А вы как думаете? Какими качествами необходимо обладать