В МАСТЕРСКОЙ П. П. БАЖОВА

0
425
информатика

Цели: развивать самостоятельность мышления, умение отстаивать свою точку зрения, совершенствовать коммуникативные навыки.

Форма урока: игра «Умники и умницы».

Оборудование: портрет писателя; три флажка (красный, желтый, зеленый); три «дорожки» (расчерченные по 12 клеток полосы бумаги); три ордена (красный, желтый, зеленый); таблица «Ареопаг – совет знати»; три толковых словаря (Швецова, Ожегов); карточки с названиями произведений Бажова; портреты писателей.

Рекомендации по организации

Перед уроком проводится предварительная работа. назначаются индивидуальные консультации для групп учащихся.

В ходе этапов урока, команда, ответившая на вопрос первой, продвигается на три клетки (переставляет флажок), второй – на две, третьей – на одну клетку.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель. Сегодня у нас необычный урок. Подготовили его сами ребята. Посвящен он творчеству Павла Петровича Бажова.

II. Вводная часть.

– У меня в руках карточки со словами (учитель читает слова и по одной выставляет карточки на доску):

огневушка

колодец

шкатулка

горы

поскакушка

медной

змейка

малахитовая

хозяйка

голубая

синюшкин

– Что мы можем сделать с этими словами? (Составить из них названия произведений П. П. Бажова.)

Ученики по одному выходят к доске, составляют названия произведений:

«Огневушка-поскакушка»;

«Синюшкин колодец»;

«Малахитовая шкатулка»;

«Медной горы хозяйка»;

«Голубая змейка».

– Вы заранее были разбиты на группы, и каждая группа выбрала себе произведение для работы.

Представьте, пожалуйста, нам свои произведения.

К доске выходят представители от каждой группы или вся группа учащихся.

Приблизительные варианты представления:

– Мы выбрали для работы произведение «Серебряное копытце», так как хорошо с ним знакомы.

Сказка написана увлекательным языком. Она учит нас жить дружно, весело, заботиться о близких, верить в чудо…

– «Голубая змейка» нам понравилась потому, что в этом произведении правда переплетается с вымыслом. Этот сказ было очень интересно читать. Им Бажов хотел сказать нам: «Люди, не будьте жадными, цените дружбу».

– «Синюшкин колодец» – интересное произведение. Его герой проходит через невероятные приключения. Сказ показывает нам, что надо быть честным, упорным и добрым и т. д.

III. Введение в тему.

– Все произведения П. П. Бажова интересны и поучительны. Но сегодня мы остановимся на тех, которые вы выбрали. Я приготовила для вас сюрприз. Наш урок пройдет в виде игры «Умники и умницы».

Для этого нам необходимо выбрать ареопаг – совет знати.

На заранее приготовленные столы выставляется табличка.

– Какие будут предложения? (Пусть ареопагом будут гости, присутствующие на уроке.)

Учитель. Позвольте мне быть ведущей.

– Уважаемый ареопаг, попрошу занять места. Ваша задача – внимательно следить за игрой и на специальных орденах отмечать баллами ее ход.

IV. Проведение игры.

Отборочный тур

– А теперь каждая команда должна выбрать свою дорожку (красную, желтую или зеленую).

Группа, которая быстро и точно отвечает на вопросы, выбирает свою дорожку.

Та команда, которая первой ответила на вопрос, выбирает дорожку, второй – следующую, третьей команде достается оставшаяся дорожка.

Приблизительные вопросы и задания.

џ На доске 4 портрета. Найти заданный.

џ Что такое олицетворение?

џ Дайте определение сказу.

џ Назовите русских поэтов, погибших на дуэли.

џ Что такое псевдоним?

џ Гайдар, Чуковский, Житков, Горький. Назовите настоящую фамилию. И т. п.

– Отборочный тур закончен. Игроки заняли свои места. Уважаемый ареопаг сделал необходимые пометки. Впереди у нас четыре этапа игры. Какая же из команд окажется самой умной?

Биографический этап

На этом этапе выяснится, какая команда больше знает о жизни Павла Петровича Бажова.

џ Сколько лет было Бажову, когда опубликовали его первый рас-сказ? (57 лет.)

џ Как назывался первый рассказ Бажова? («Дорогое имечко».)

џ Какое учебное заведение окончил Павел Петрович? (Духовную семинарию.)

џ Кто оказал большое влияние на развитие личности Бажова и привил ему любовь к родному языку и литературе? (Учитель словесности.)

џ В какой войне участвовал П. П. Бажов? (В гражданской.)

џ Кем работал писатель? (Учителем. Журналистом.)

По результатам своих ответов команды продвигают свои флажки по «дорожкам».

– Уважаемый ареопаг подводит итоги этого этапа и продолжает следить за продвижением команд в следующем этапе.

Словарный этап

– Все, кто знакомился с творчеством П. П. Бажова, знают, что в своих произведениях он употребляет много устаревших и диалектных слов и выражений. Чтобы почувствовать всю прелесть творчества писателя, надо понимать их лексическое значение. Кто догадался, как будет называться наш следующий этап? (Словарный.)

– Что нам понадо

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь