Уроки 9–10
Творческая работа. Анализ стихотворения
В. А. Жуковского «Море» («Вечер»)
Цели: обобщить изученное по теме; развивать умение анализировать лирические произведения.
Ход уроков
Анализ стихотворений В. А. Жуковского.
Примерный план
разбора лирического произведения
I. Дата написания стихотворения.
II. Реально-биографический и фактический комментарий.
III. Жанровое своеобразие.
IV. Тема. Основной сюжет.
V. Идейное содержание.
1. Ведущая тема.
2. Основная мысль.
3. Эмоциональная окраска чувств, выраженных в стихотворении
в их динамике или статике.
4. Внешнее впечатление и внутренняя реакция на него.
5. Преобладание общественных или личных интонаций.
VI. Как построено стихотворение.
1. Сопоставление и развитие основных образов:
1) по сходству;
2) по контрасту;
3) по смежности;
4) по ассоциации;
5) по умозаключению.
2. Какими основными изобразительными средствами иносказания пользуется автор: метафора, метонимия, сравнение, аллегория, символ, гипербола, литота, ирония (как троп), сарказм, перифраза?
3. Речевые особенности в плане интонационно-синтаксических фигур: эпитет, повтор, антитеза, инверсия, эллипсис, параллелизм, риторический вопрос, обращение и восклицание.
4. Основные особенности ритмики:
1) тоника, силлабика, силлабо-тоника, «дольник», «свободный»
стиль;
2) ямб, хорей, пиррихий, спондей, дактиль, анапест, амфибрахий
и др.
5. Рифма (мужская, женская, дактилическая, точная, неточная; богатая, простая, составная) и способы рифмовки (парная, перекрестная, кольцевая), игра рифм.
6. Строфика (двустишье, трехстишье, пятистишье, катрен, секстина, октава, сонет, «онегинская строфа» и др.).
7. Эвфония (благозвучие) и звукопись (аллитерация, ассонанс), другие виды звуковой инструментовки.
Примечание. На уроках 9–10 вместо творческой работы можно провести устный зачет или письменный опрос по творчеству Г. Р. Державина и В. А. Жуковского.
Устный зачет (письменный опрос)
по творчеству Г. Р. Державина и В. А. Жуковского
I. Примерные вопросы к зачету:
1. В чем своеобразие русского классицизма? Каковы его отличительные особенности?
2. Чем романтизм отличается от классицизма?
3. Назовите наиболее известных представителей классицизма, сентиментализма, романтизма.
4. Что привлекало в Державине как поэте современников? Какие стороны его личности вы цените?
5. Назовите прочитанные вами произведения Державина. О чем они? Какова главная мысль?
6. Расскажите об особенностях поэтического стиля Державина.
7. Чем привлекателен для вас В. А. Жуковский как поэт и человек?
8. Расскажите о формировании личности Жуковского. Какую роль играл он в жизни А. С. Пушкина?
9. Назовите излюбленные поэтические жанры Жуковского и Державина.
10. Дайте определение оды, оды-сатиры, баллады, элегии, романтической поэмы, басни, сказки.
11. Прочитайте наизусть понравившееся стихотворение Жуковского. Дайте его устный анализ.
II. Заключительное слово учителя.
Подошли к концу уроки по поэзии Г. Р. Державина и В. А. Жуковского. Очень хочется, чтобы вы, ребята, иногда открывали томики стихов и читали произведения замечательных русских поэтов.
Энергичный, честный и прямолинейный Державин «сделал переворот» в одической поэзии. Он приблизил ее к жизни. В его стихах «заговорило чувство, а не мысль, причем новым, до сих пор не слыханным языком» (А. Г. Кутузов).
Образ Державина создал на картине «Пушкин на лицейском экзамене» художник И. Е. Репин. А молодой Пушкин навсегда запечатлел образ Державина-старца в строках: «Старик Державин нас заметил и, в гроб сходя, благословил».
Огромную роль в жизни А. С. Пушкина сыграл и Жуковский, загадочный и романтичный поэт «души человеческой». Когда-то, восхищенный поэзией Пушкина, он подарил своему ученику портрет с надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя».
Романтические баллады, поэмы, элегии и песни Жуковского как бы «шли из сердца и к сердцу; они говорили не о ярком блеске иллюминаций, не о громе побед, а о таинствах сердца, о таинствах внутреннего мира души». В этих словах Белинского отмечена одна из основных заслуг Жуковского перед русской литературой. «Без Жуковского мы не имели бы Пушкина» (В. Г. Белинский).
Домашнее задание.
1. Индивидуальные задания.
Рефераты или сообщения на одну из тем: «Лицейские годы А. С. Пуш-кина», «Южная ссылка», «Вторая ссылка А. С. Пушкина в Михайловское», «А. С. Пушкин и Н. Н. Гончарова», «Годы скитаний поэта», «Дуэль и смерть Пушкина».
2. Чтение стихотворений Пушкина, изученных ранее («Сожженное письмо», «Элегия», «Если жизнь тебя обманет…», «Песнь о вещем Олеге» (фрагменты), «Полтава» и др.).