Уроки 9–10
Традиции русской психологической прозы
в повести Куприна «Олеся»
Цели: определить особенности гуманизма и психологизма Куприна в повести «Олеся»; проверить уровень усвоения вопросов по изучению творчества И. Бунина и А. Куприна.
Задачи: выяснить гуманистическую позицию автора в повести «Олеся», определить особенности построения образов главных героев и роль пейзажа в произведении. Провести тестирование по творчеству Бунина и Куприна.
Ход уроков
I. Вступительное слово учителя.
А. И. Куприна всегда отличал интерес к миру природы. Уже в первых рассказах писателя намечается противопоставление деревенской жизни городской, беспокойной и суетной. Жизнь в глухой деревушке, затерявшейся среди густого соснового леса, верстах в восьми от станции железной дороги, противопоставляется пыльному, душному, наполненному суетой и грохотом городу:
«Чувствуешь себя молодым, добрым и хорошим, чувствуешь, как стряхивается с тебя накипевшая за зиму городская скука, городское озлобление, все городские недомогания».
В городе тесно, душно, голодно, люди живут «в маленьких конурках, точно птицы в клетках, человек по десяти в каждой, так что и воздуху-то не хватает»; многие же вынуждены жить в подвале, «под самой землей, в сырости и холоде», и «случается, что солнца у себя в комнате круглый год не видят».
В таком городе и души людей оказываются «в клетке», в полной зависимости от общественного мнения, становятся «сырыми и холодными».
Одним из самых поэтических произведений Куприна стала повесть «Олеся» (1898). «Дитя природы» Олеся цельностью и непосредственностью натуры, богатством внутреннего мира выше «городского» человека Ивана Тимофеевича, доброго, но робкого и нерешительного.
Повесть – вдохновенный гимн высокому счастью взаимной любви, светлый ее апофеоз, несмотря на трагический конец: «Почти целый месяц продолжалась наивная, очаровательная сказка нашей любви… Я, как языческий бог или как молодое, сильное животное, наслаждался светом, теплом, сознательной радостью жизни и спокойной, здоровой, чувственной любовью…»
Ни одно из произведений Куприна не показывает так вдохновенно и целомудренно слияние двух сердец, как «Олеся».
В повести видно и мастерство Куприна-пейзажиста, продолжателя достижений Аксакова, Тургенева, Толстого, Чехова. На страницах своей повести Куприн выступает вдумчивым и чутким художником и психологом, который умеет раскрыть богатый духовный мир простого человека.
II. Работа с текстом повести «Олеся» (по вопросам учебника).
1. В чем, на ваш взгляд, своеобразие композиции повести? Какую роль в ней играют картины природы?
Индивидуальное сообщение: «Пейзаж в повести Куприна «Олеся». (Отметить психологизм пейзажа Куприна.)
2. Что такое «естественная личность» и как она воплощена в повести?
Работа в парах. Оформление таблицы: «Сравнительная характеристика главных героев».
Олеся |
Иван Тимофеевич |
Принятые в обществе нормы |
Находится во власти общественного мнения |
С открытой душой |
Сосредоточен на своем мире |
Трагические предсказания |
Слабость |
Самоотверженность и др. |
Олеся: «Доброта ваша не хорошая» и др. |
Комментирование работы с опорой на текст.
Учитель. Образы героев автор создает в традициях русской психологической прозы. А. И. Куприн уделяет особенно пристальное внимание тому, как развивается в героях повести чувство.
Прекрасен момент их встречи, удивительно нарастание в их сердцах искренней привязанности. А. И. Куприн восхищается чистотой их близости, но не делает эту романтическую любовь безмятежной, приводит героев к тяжким испытаниям.
Любовь к Олесе становится переломным моментом в жизни Ивана Тимофеевича, городского жителя. Свойственная ему первоначально сосредоточенность исключительно на своем мире постепенно преодолевается, потребностью становится осуществление желания «быть вместе» с другим человеком.
В начале повести Иван Тимофеевич кажется мягким, отзывчивым и искренним. Но Олеся сразу улавливает в нем слабость, говоря: «Доброта ваша не хорошая, не сердечная».
И герой повести действительно причиняет много зла своей возлюбленной. Его каприз – причина того, что Олеся идет в церковь, хотя понимает губительность этого поступка.
Вялость чувств героя приносит искренней девушке беду. Но сам Иван Тимофеевич быстро успокаивается.
В тот момент, когда он рассказывает о самом, казалось бы, волнующем эпизоде своей жизни, он не испытывает вины и раскаяния, что говорит о сравнительной бедности его внутреннего мира.
Олеся – полная противоположность Ивану Тимофеевичу. В ее образе Куприн воплощает свои представления об идеале женщины. Она впитала в себя законы, по которым живет природа, ее душа не испорчена цивилизацией.
Писатель создает исключительно романтический образ «дочери лесов».
Жизнь Олеси проходит изолированно от людей, а потому ее не заботит то, чему посвящают свою жизнь многие современные ей люди: слава, богатство, власть, молва. Основными мотивами ее поступков становятся эмоции.
Больше того – Олеся колдунья, ей знакомы тайны человеческого подсознания. Ее искренность, отсутствие фальши подчеркнуты и в ее внешнем облике, и в жестах, движении, улыбке.
Человек несовершенен, но сила любви может, хоть ненадолго, вернуть ему остроту ощущений и естественность, которые сохранили в себе лишь люди, подобные Олесе.
3. Считаете ли вы, что Куприн в произведениях «Гранатовый браслет» и «Олеся» понимает любовь как духовное возрождение?
Проверка домашнего задания. Чтение и обсуждение миниатюр «Любовь в произведениях Куприна».
III. Тестирование по творчеству Бунина и Куприна.
1. Символ – это:
а) поэтический образ, выражающий суть какого-либо явления;
б) подробность пейзажа, портрета, интерьера, выделенная писателем с целью подчеркнуть ее особенное, избирательное значение;
в) слово или оборот в иносказательном значении;
г) художественный прием, основанный на преувеличении.
2. Конфликт художественного произведения – это:
а) ссора двух героев;
б) столкновение, противоборство, на которых построено развитие сюжета;
в) наивысшая точка развития сюжета;
г) неприятие произведения критиками и читателями.
3. Композиция это:
а) эпизод литературного произведения;
б) организация отдельных элементов, частей и образов художественного произведения;
в) основной вопрос, поставленный в литературном произведении;
г) столкновение, противоборство персонажей.
4. Кто из героев произведений Куприна в своем монологе несколько раз повторяет евангельское «Да святится имя Твое»? Кому адресованы эти слова?
а) Соломон – Суламифи;
б) Желтков – Вере Шеиной;
в) Желтков – Богу;
г) Ромашов – Шурочке.
5. Из какого произведения Бунина взяты строки: «Эти дни были так недавно, а меж тем мне кажется, что с meх nop прошло чуть не целое столетие. Перемерли старики в Выселках, умерла Анна Герасимовна, застрелился Арсений Семеныч… Наступает царство мелкопоместных, обедневших до нищенства»?
а) «Антоновские яблоки»;
б) «Окаянные дни»;
в) «Темные аллеи»;
г) «Господин из Сан-Франциско».
6. Отметьте произведения Бунина, главной темой которых является любовь.
а) «Чистый понедельник»;
б) «Суходол»;
в) «Таня»;
г) «Легкое дыхание».
7. Кто из героев И. А. Бунина «ехал в старый свет на целых два года с женой и дочерью, единственно ради развлечения»?
а) Арсений Семеныч;
б) господин из Сан-Франциско;
в) Малютин;
г) корнет Елагин.
8. Кто из героев Куприна, подобно А. Болконскому из романа Л. Толстого «Война и мир», мечтает о подвиге?
А) Иван Тимофеевич («Олеся»);
б) Ромашов («Поединок»);
в) Николаев («Поединок»);
г) Соломон («Суламифь»).
9. Из какого произведения Бунина взяты эти строки: «Теперь это легкое дыхание снова расселялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном весеннем ветре»?
а) «Темные аллеи»;
б) «Легкое дыхание»;
в) «Антоновские яблоки»;
г) «Суходол».
10. О какой героине А. Куприн говорит, что в ней живут сразу «два человека: один с сухим эгоистичным умом, другой – с нежным и страстным сердцем»?
а) Об Олесе («Олеся»);
б) о В. Шеиной («Гранатовый браслет»);
в) о Шурочке («Поединок»);
г) об А. Шеиной («Гранатовый браслет»).
11. С каким музыкальным произведением у Веры Шеиной, героини повести Куприна «Гранатовый браслет», связаны слова: «Да святится имя Твое»?
а) «Лунная соната» Бетховена;
б) «Реквием» Моцарта;
в) «Прелюдия» Шопена;
г) «Соната № 2» Бетховена.
12. Какой художественной деталью завершается повесть Куприна «Олеся»?
а) письмо к возлюбленному;
б) букет полевых цветов;
в) косынка Олеси;
г) нитка красных бус.
13. Какой литературный жанр преобладал в творчестве И. Бунина?
а) повесть;
б) роман;
в) очерк;
г) новелла.
14. Какова основная идея рассказа И. Бунина «Господин из Сан-Франциско»?
а) описание путешествия богатого американского туриста через Атлантику в Европу;
б) разоблачение революции в России;
в) философское осмысление человеческого существования в целом;
г) восприятие американцами Советской России.
15. Нобелевская премия была получена Буниным:
а) в 1925 г. за рассказ «Солнечный удар»;
б) в 1915 г. за рассказ «Господин из Сан-Франциско»;
в) в 1933 г. за роман «Жизнь Арсеньева»;
г) в 1938 г. за цикл рассказов «Темные аллеи».
16. Кому из героев рассказа Куприна «Гранатовый браслет» принадлежат следующие слова: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться»?
а) князю Шеину;
б) чиновнику Желткову;
в) генералу Аносову;
г) Вере Шеиной.
17. Из какого источника был взят А. Куприным сюжет рассказа «Суламифь»?
а) древняя легенда;
б) Библия (Ветхий завет);
в) авторский замысел;
г) исландские саги.
18. Почему расстаются герои повести А. Куприна «Олеся»?
а) Иван Тимофеевич уехал в Петербург по делам службы;
б) Олеся полюбила другого человека;
в) Олесю вынуждают покинуть родные места;
г) урядник обвинил Олесю в воровстве.
Проверку выполнения тестов можно провести с помощью ассистентов.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
а |
б |
б |
б |
а |
а в г |
б |
б |
б |
в |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
||
г |
г |
а |
в |
в |
в |
б |
в |
IV. Итог уроков.