Уроки 84–85 ПОЭМА АННЫ АХМАТОВОЙ «РЕКВИЕМ». «Я ГОЛОС ВАШ, ЖАР ВАШЕГО ДЫХАНЬЯ, Я ОТРАЖЕНЬЕ ВАШЕГО ЛИЦА…»

0
1391
вирусы

Уроки 84–85 поэма анны ахматовой «реквием». «Я голос ваш, жар вашего дыханья, я отраженье вашего лица…»

Цели: познакомить с поэмой «Реквием».

Ход уроков

I. Работа по теме урока.

1. Вступительное слово учителя.

Исследователь жизни и творчества А. А. Ахматовой М. Кралин попытался выделить в творческой жизни поэтессы три периода («пролог», «центральная часть» и «эпилог»). О «прологе» мы говорили на предыдущем уроке, а сегодня остановимся на «центральной части»: 1923–1935 гг. и 1946–1955 гг. Помогут понять суть поэтического завещания, сформулировать поэтическое кредо Анны Андреевны «исследователи жизни и творчества поэта» (подготовленные ученики).

Ваша задача – выслушать сообщения и сделать записи об основных событиях и фактах биографии А. Ахматовой.

2. Сообщения учащихся (в виде монтажа с чтением стихов).

Исследователь жизни. 8 декабря 1924 г. состоялось знакомство А. Ахматовой с Павлом Лукницким, который начал работать над биографией Н. Гумилева, мужа поэтессы.

Исследователь творчества. А чуть раньше, в 1923 г., выходит вторым изданием сборник «Anno Domini», который продолжил темы ее первых книг, указав гражданскую позицию поэта, не принявшего новых властей и порядков.

Исследователь жизни. Страшный для Ахматовой 1921 г., год известия о самоубийстве любимого брата, год смерти А. А. Блока и расстрела Н. С. Гумилева, обвиненного в участии в белогвардейском заговоре, и 1922 г. были отмечены, вопреки тяжелому настроению, творческим подъемом. Именно тогда родились знаменитые строки:

Не с теми я, кто бросил землю

На растерзание врагам.

Их грубой лести я не внемлю,

Им песен я своих не дам…

Исследователь творчества. Противопоставляются в нем не только уехавшие («бросившие землю») и оставшиеся, но и «бросившие» и «изгнанники». Это люди разные. К первым сочувствия нет. Зато ко вторым: «Но вечно жалок мне изгнанник, / Как заключенный, как больной…». Мы явно слышим политический протест против высылки цвета русской интеллигенции из Советской России в 1922 г. в качестве враждебного элемента. Этот протест сочетается с величественным приятием собственного жребия. Исторически «оправдан будет каждый час» мученической жизни.

Исследователь жизни. Апрель и май 1925 г. Ахматова провела в санатории в Детском Селе в связи с обострением туберкулеза.

Демонстрируется фотография Ахматовой 1925 г.

Исследователь творчества. Здесь Анна Андреевна начинает изучать жизнь и творчество А. Пушкина и архитектуру старого Петергофа.

Исследователь жизни. Решением Резолюции ЦК 1925 г. Ахматова, по ее словам, «была изъята из обращения до 1939 г.» за «Новогоднюю балладу», не понравившуюся кому-то «в верхах». А потом были не менее страшные, ужасные годы: с 1927 г. заведенное на нее в ОГПУ «дело»; арест в 1928 г. Л. Гумилева, ее единственного сына; 1934 г. – арест Мандельштама, с которым Ахматову связывала многолетняя дружба; 27 октября 1935 г. – арест Н. Пунина и Льва Гумилева, мужа и сына Ахматовой (30 октября М. Булгаков помог Анне Андреевне составить письмо Сталину об облегчении участи этих двух близких ей людей; 3 ноября Н. Пунин и Л. Гумилев были освобождены).

Исследователь творчества. 3 ноября 1935 г. Ахматова начала работать над циклом стихотворений «Реквием».

Исследователь жизни. 10 марта 1938 г. – третий арест сына, за участие в молодежной террористической организации в ЛГУ. Приговорен сначала к 10 годам исправительно-трудовых лагерей, а затем, после пересмотра дела, к пяти. В мае этого же года второй арест Мандельштама и его смерть в пересыльном лагере (декабрь 1938 г.).

Исследователь творчества. В ноябре 1940 г. Анна Ахматова вступает в Союз писателей СССР.

В июне 1941 г., за несколько дней до начала войны, в Москве произошла личная встреча двух выдающихся поэтов-женщин – А. Ахматовой и М. Цветаевой.

Исследователь жизни. В конце сентября 1941 г. Ахматову в тяжелом состоянии эвакуировали самолетом из осажденного Ленинграда в Москву. 14 октября на поезде вместе с другими деятелями культуры и искусства она была вывезена из прифронтовой Москвы в Казань, а через некоторое время – в Ташкент, где и прожила до 15 мая 1944 г.

1 июня 1944 г. поездом она вернулась в Ленинград.

В 1944–1946 гг. много выступает в Ленинграде и Москве, выезжает на фронт.

Фото: Ахматова и Пастернак, 1946 г., Москва; Ахматова выступает в Большом драматическом театре на вечере памяти А. Блока, 1946 г., Ленинград.

Исследователь творчества. 4 сентября 1946 г. президиум правления СП СССР постановил «…исключить М. Зощенко и А. Ахматову из Союза советских писателей как не соответствующих в своем творчестве требованиям параграфа 2 Устава Союза, гласящего, что членами СП могут быть писатели, «стоящие на платформе советской власти и участвующие в социалистическом строительстве».

Исследователь жизни. 26 августа 1949 г. вновь арестовали Н. Пунина. 6 ноября – обыск в квартире Ахматовой и арест Л. Гумилева. Он осужден на 10 лет лагерей. В мае 1951 г. – инфаркт миокарда у Ахматовой. 21 августа 1953 г. умер в воркутинском лагере Н. Пунин.

Исследователь творчества. В этом же году Ахматова восстановлена в СП СССР. В мае 1955 г. Ленинградский литфонд выделил Ахматовой дачу в Комарове, которая известна в литературе под названием «Будка».

Исследователь жизни. 15 мая 1956 г. возвращается из лагерей Л. Гумилев.

Учитель. Но гражданское мужество поэтессы неизменно. Тема родины становится ведущей в поздней лирике Ахматовой.

Чтение стихотворений «Клятва» (июль 1941 г.), «Мужество» (было напечатано в «Правде» 8 марта 1942 г.), «Родная земля» (1961 г.).

– Как вы считаете, почему Ахматова, в разные годы критически относясь к тому, что происходило на ее родине, все же никогда не могла ее покинуть?

– Как соотносятся для нее личное и общее?

3. Знакомство с поэмой «Реквием».

В предисловии к поэме «Реквием», которую А. А. Ахматова создает в 1935–1943 гг. и посвящает жертвам сталинских репрессий, она писала: «В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде». Свою драму и судьбу Ахматова умещает в лаконичные строки:

Эта женщина больна,

Эта женщина одна.

Муж в могиле, сын в тюрьме,

Помолитесь обо мне.

Первый смысловой пласт «Реквиема» автобиографичен (арест в 1935 г. Н. Пунина, затем, в 1938 г., – арест и заключение сына). Но за автобиографическим пластом вырисовывается второй, обобщенно-содержательный.

Композиция «Реквиема» уникальна:

Пролог

Сюжетный центр

Эпилог

№ стих.

I

II

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

I

II

число строк

25

12

8

8

5

11

14

8

12

16

20

8

12

34

Сюжетный центр поэмы – главки 5 и 6: обе посвящены сыну и движению Времени – времени его заключения… Однако в поэме больше говорится об общем, чем о своем, личном: героиня (она же автор) словно никак не может перейти к собственному горю, ее устами «…кричит стомильонный народ».

Лирический сюжет наряду с эпическими элементами и позволяет говорить о «Реквиеме» как о поэме. По родовому принципу она в основном лирическая, по проблематике и основному тону – эпическая. В ней преобладает высокий стиль. Прозаизмы и разговорные слова его не разрушают.

Над лирическим циклом Ахматова работала и в начале 60-х гг. По словам Л. К. Чуковской, «Реквием» заучивался наизусть людьми, которым Ахматова полностью доверяла, а таких было не более десятка. Рукописи, как правило, сжигались. Только в 1962 г., в годы «оттепели», Ахматова решилась передать «Реквием» в редакцию «Нового мира», но там его не приняли. К этому времени поэма имела уже широкое хождение среди читателей в «самиздатовских» списках. Один из списков попал за границу, и впервые (без ведома автора) был опубликован отдельной книгой в Мюнхене (1963 г.). В нашей стране поэма была впервые опубликована в журнале «Октябрь» (1987 г., № 3).

II. итог урока.

Учитель. Наши уроки по творчеству А. Ахматовой – это лишь первое приобщение к ее стихам, которое продолжится в 11 классе. А пока мне очень хотелось бы, чтобы вы прочитали самостоятельно «Реквием» и подумали, прав ли был критик Ю. Ф. Карякин, когда писал: «Если бы я был учителем сейчас, я бы выпустил детишек с одним, хотя бы с одним прекрасным впечатлением. Я бы их выпустил с глубоким, прекрасным и трагическим впечатлением от «Реквиема». Чтобы полюбили они «Реквием» навсегда, как судьбу России и судьбу женщины, которая оказалась мужественнее миллионов мужчин. И это был бы заряд и сострадания, и мужества».

домашнее задание: индивидуальное задание: сообщение «Шолохов: жизнь и творчество».