Уроки 84–85 поэма анны ахматовой «реквием». «Я голос ваш, жар вашего дыханья, я отраженье вашего лица…»
Цели: познакомить с поэмой «Реквием».
Ход уроков
I. Работа по теме урока.
1. Вступительное слово учителя.
Исследователь жизни и творчества А. А. Ахматовой М. Кралин попытался выделить в творческой жизни поэтессы три периода («пролог», «центральная часть» и «эпилог»). О «прологе» мы говорили на предыдущем уроке, а сегодня остановимся на «центральной части»: 1923–1935 гг. и 1946–1955 гг. Помогут понять суть поэтического завещания, сформулировать поэтическое кредо Анны Андреевны «исследователи жизни и творчества поэта» (подготовленные ученики).
Ваша задача – выслушать сообщения и сделать записи об основных событиях и фактах биографии А. Ахматовой.
2. Сообщения учащихся (в виде монтажа с чтением стихов).
Исследователь жизни. 8 декабря 1924 г. состоялось знакомство А. Ахматовой с Павлом Лукницким, который начал работать над биографией Н. Гумилева, мужа поэтессы.
Исследователь творчества. А чуть раньше, в 1923 г., выходит вторым изданием сборник «Anno Domini», который продолжил темы ее первых книг, указав гражданскую позицию поэта, не принявшего новых властей и порядков.
Исследователь жизни. Страшный для Ахматовой 1921 г., год известия о самоубийстве любимого брата, год смерти А. А. Блока и расстрела Н. С. Гумилева, обвиненного в участии в белогвардейском заговоре, и 1922 г. были отмечены, вопреки тяжелому настроению, творческим подъемом. Именно тогда родились знаменитые строки:
Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам…
Исследователь творчества. Противопоставляются в нем не только уехавшие («бросившие землю») и оставшиеся, но и «бросившие» и «изгнанники». Это люди разные. К первым сочувствия нет. Зато ко вторым: «Но вечно жалок мне изгнанник, / Как заключенный, как больной…». Мы явно слышим политический протест против высылки цвета русской интеллигенции из Советской России в 1922 г. в качестве враждебного элемента. Этот протест сочетается с величественным приятием собственного жребия. Исторически «оправдан будет каждый час» мученической жизни.
Исследователь жизни. Апрель и май 1925 г. Ахматова провела в санатории в Детском Селе в связи с обострением туберкулеза.
Демонстрируется фотография Ахматовой 1925 г.
Исследователь творчества. Здесь Анна Андреевна начинает изучать жизнь и творчество А. Пушкина и архитектуру старого Петергофа.
Исследователь жизни. Решением Резолюции ЦК 1925 г. Ахматова, по ее словам, «была изъята из обращения до 1939 г.» за «Новогоднюю балладу», не понравившуюся кому-то «в верхах». А потом были не менее страшные, ужасные годы: с 1927 г. заведенное на нее в ОГПУ «дело»; арест в 1928 г. Л. Гумилева, ее единственного сына; 1934 г. – арест Мандельштама, с которым Ахматову связывала многолетняя дружба; 27 октября 1935 г. – арест Н. Пунина и Льва Гумилева, мужа и сына Ахматовой (30 октября М. Булгаков помог Анне Андреевне составить письмо Сталину об облегчении участи этих двух близких ей людей; 3 ноября Н. Пунин и Л. Гумилев были освобождены).
Исследователь творчества. 3 ноября 1935 г. Ахматова начала работать над циклом стихотворений «Реквием».
Исследователь жизни. 10 марта 1938 г. – третий арест сына, за участие в молодежной террористической организации в ЛГУ. Приговорен сначала к 10 годам исправительно-трудовых лагерей, а затем, после пересмотра дела, к пяти. В мае этого же года второй арест Мандельштама и его смерть в пересыльном лагере (декабрь 1938 г.).
Исследователь творчества. В ноябре 1940 г. Анна Ахматова вступает в Союз писателей СССР.
В июне 1941 г., за несколько дней до начала войны, в Москве произошла личная встреча двух выдающихся поэтов-женщин – А. Ахматовой и М. Цветаевой.
Исследователь жизни. В конце сентября 1941 г. Ахматову в тяжелом состоянии эвакуировали самолетом из осажденного Ленинграда в Москву. 14 октября на поезде вместе с другими деятелями культуры и искусства она была вывезена из прифронтовой Москвы в Казань, а через некоторое время – в Ташкент, где и прожила до 15 мая 1944 г.
1 июня 1944 г. поездом она вернулась в Ленинград.
В 1944–1946 гг. много выступает в Ленинграде и Москве, выезжает на фронт.
Фото: Ахматова и Пастернак, 1946 г., Москва; Ахматова выступает в Большом драматическом театре на вечере памяти А. Блока, 1946 г., Ленинград.
Исследователь творчества. 4 сентября 1946 г. президиум правления СП СССР постановил «…исключить М. Зощенко и А. Ахматову из Союза советских писателей как не соответствующих в своем творчестве требованиям параграфа 2 Устава Союза, гласящего, что членами СП могут быть писатели, «стоящие на платформе советской власти и участвующие в социалистическом строительстве».
Исследователь жизни. 26 августа 1949 г. вновь арестовали Н. Пунина. 6 ноября – обыск в квартире Ахматовой и арест Л. Гумилева. Он осужден на 10 лет лагерей. В мае 1951 г. – инфаркт миокарда у Ахматовой. 21 августа 1953 г. умер в воркутинском лагере Н. Пунин.
Исследователь творчества. В этом же году Ахматова восстановлена в СП СССР. В мае 1955 г. Ленинградский литфонд выделил Ахматовой дачу в Комарове, которая известна в литературе под названием «Будка».
Исследователь жизни. 15 мая 1956 г. возвращается из лагерей Л. Гумилев.
Учитель. Но гражданское мужество поэтессы неизменно. Тема родины становится ведущей в поздней лирике Ахматовой.
Чтение стихотворений «Клятва» (июль 1941 г.), «Мужество» (было напечатано в «Правде» 8 марта 1942 г.), «Родная земля» (1961 г.).
– Как вы считаете, почему Ахматова, в разные годы критически относясь к тому, что происходило на ее родине, все же никогда не могла ее покинуть?
– Как соотносятся для нее личное и общее?
3. Знакомство с поэмой «Реквием».
В предисловии к поэме «Реквием», которую А. А. Ахматова создает в 1935–1943 гг. и посвящает жертвам сталинских репрессий, она писала: «В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде». Свою драму и судьбу Ахматова умещает в лаконичные строки:
Эта женщина больна,
Эта женщина одна.
Муж в могиле, сын в тюрьме,
Помолитесь обо мне.
Первый смысловой пласт «Реквиема» автобиографичен (арест в 1935 г. Н. Пунина, затем, в 1938 г., – арест и заключение сына). Но за автобиографическим пластом вырисовывается второй, обобщенно-содержательный.
Композиция «Реквиема» уникальна:
|
Пролог |
|
Сюжетный центр |
|
Эпилог |
|||||||||
№ стих. |
I |
II |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
I |
II |
число строк |
25 |
12 |
8 |
8 |
5 |
11 |
14 |
8 |
12 |
16 |
20 |
8 |
12 |
34 |
Сюжетный центр поэмы – главки 5 и 6: обе посвящены сыну и движению Времени – времени его заключения… Однако в поэме больше говорится об общем, чем о своем, личном: героиня (она же автор) словно никак не может перейти к собственному горю, ее устами «…кричит стомильонный народ».
Лирический сюжет наряду с эпическими элементами и позволяет говорить о «Реквиеме» как о поэме. По родовому принципу она в основном лирическая, по проблематике и основному тону – эпическая. В ней преобладает высокий стиль. Прозаизмы и разговорные слова его не разрушают.
Над лирическим циклом Ахматова работала и в начале 60-х гг. По словам Л. К. Чуковской, «Реквием» заучивался наизусть людьми, которым Ахматова полностью доверяла, а таких было не более десятка. Рукописи, как правило, сжигались. Только в 1962 г., в годы «оттепели», Ахматова решилась передать «Реквием» в редакцию «Нового мира», но там его не приняли. К этому времени поэма имела уже широкое хождение среди читателей в «самиздатовских» списках. Один из списков попал за границу, и впервые (без ведома автора) был опубликован отдельной книгой в Мюнхене (1963 г.). В нашей стране поэма была впервые опубликована в журнале «Октябрь» (1987 г., № 3).
II. итог урока.
Учитель. Наши уроки по творчеству А. Ахматовой – это лишь первое приобщение к ее стихам, которое продолжится в 11 классе. А пока мне очень хотелось бы, чтобы вы прочитали самостоятельно «Реквием» и подумали, прав ли был критик Ю. Ф. Карякин, когда писал: «Если бы я был учителем сейчас, я бы выпустил детишек с одним, хотя бы с одним прекрасным впечатлением. Я бы их выпустил с глубоким, прекрасным и трагическим впечатлением от «Реквиема». Чтобы полюбили они «Реквием» навсегда, как судьбу России и судьбу женщины, которая оказалась мужественнее миллионов мужчин. И это был бы заряд и сострадания, и мужества».
домашнее задание: индивидуальное задание: сообщение «Шолохов: жизнь и творчество».