Уроки 84–85 ДМИТРИЙ СЕРГЕЕВИЧ ЛИХАЧЕВ (1906–1999). «ЗЕМЛЯ РОДНАЯ»

0
840
английский

Уроки 84–85 дмитрий сергеевич лихачев (1906–1999). «земля родная»

Цели: учить комментировать при чтении публицистические статьи, делить текст на абзацы, определять главную мысль, составлять простой план; тренировать навыки выразительного чтения.

Методические приемы: чтение текста, его объяснение, запись основной мысли.

Ход уроков

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Бывали ли с вами трудные ситуации? Как вы вели себя в это время? При ответе постарайтесь использовать пословицы «Друзья познаются в беде», «Одному не под силу – зови друзей».

– Почему, по мнению Ю. Казакова, писателю необходимо мужество? (По статье учебника, с. 196.)

III. Сообщение темы и целей урока.

1. Слово учителя о Д. С. Лихачеве с цитированием предисловия «От автора» из книги «Земля родная».

1) Дмитрий Сергеевич Лихачев – специалист по древней русской литературе.

2) Ценности земли – пейзаж города, памятники искусств, традиции народного творчества, трудовые навыки.

3) Земля – это сокровищница хрупких созданий человеческих рук и человеческого мозга.

2. Комментированное чтение статей, деление на абзацы, составление и запись.

Молодость – это вся жизнь.

1) Вступление в новый, «взрослый» мир со школьными и университетскими товарищами.

2) Круг самых лучших, самых близких друзей формируется в молодости.

3) Настоящие друзья помогут разделить горе и радость, чтобы она не испортила человека и дала ему настоящее душевное богатство.

4) Храните молодость души до самой старости.

5) «Береги честь смолоду»: от репутации школьных лет уйти нельзя, а изменить ее можно, но трудно.

Искусство открывает нам большой мир.

1) Русская культура – открытая культура, добрая, смелая, все принимающая и все творчески осмысливающая.

2) Суть культуры в ее интернационализме, терпимости.

3) Ценность замечательных художников в том, что они «разные».

4) Не будем бояться нового и будем ценить то, что дает нам прогрессивная мировая литература.

5) Художники, картинные галереи должны развивать и развивают нашу духовную восприимчивость, наш вкус.

Учиться говорить и писать.

1) Учиться говорить и писать нужно все время.

2) Язык – самая большая ценность народа, на котором он думает, говорит и пишет, который формулирует наши мысли.

3) «…нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу». (И. С. Тургенев.)

4) Язык – важнейший показатель умственного развития человека, показатель культуры народа.

5) «Встречают по одежде – провожают по уму». (Пословица.)

6) Слова – «плевки».

7) Язык человека – это его мировоззрение и его поведение.

8) Говори так, чтобы словам было тесно, а мыслям просторно.

9) Выступая перед слушателем, во-первых, следите за временем, во-вторых, за тем, чтобы ваше выступление было интересно и чтобы в нем была одна главная мысль, которой подчинены все остальные.

10) Уметь хорошо писать надо всем!

11) Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде; чтобы научиться писать, надо обращать внимание на свою речь, на речь других, писать письма, дневники, которые будут вашим своеобразным отчетом самому себе о том, что вы делаете, как делаете, то есть даете оценку своим собственным словам, поступкам.

Вывод. Д. С. Лихачев советует, наказывает нам хранить чистоту языка, чтобы быть интересным собеседником, соблюдая чеховское правило: «Краткость – сестра таланта», стремясь к образности и выразительности языка; для этого надо учиться упорно и терпеливо.

IV. Подведение итогов уроков.

Учитель. Вы прочитали несколько глав из книги Д. С. Лихачева «Земля родная», которая написана в публицистическом жанре, то есть жанре, освещающем злободневные, современные вопросы нашей жизни.

На что же обратил наше внимание автор?

– Как вы понимаете поговорку «Береги честь смолоду»? Почему нельзя совсем уйти от репутации, созданной в школьные годы?

– Как соединяются культуры разных национальностей в обычной жизни? Какие выставки, художественные промыслы «живут» в вашем крае?

Домашнее задание:

I группа – используя советы Д. С. Лихачева, высказанные в главе «Учиться говорить и писать», подготовить сообщение на тему «Искусство моего родного края»;

II группа – сформулировать манифест «В защиту родной природы».