Уроки 80–81 ЛЮБОВЬ В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ М. ЦВЕТАЕВОЙ. «ДНЕВНИК ПСИХЕИ»

0
600

Уроки 80–81 любовь в жизни и творчестве м. цветаевой. «дневник психеи»

Цели: показать исключительность чувств лирической героини цветаевской лирики и органическую связь ее с философией любви начала ХХ века.

Ход уроков

Звучит песня на стихи М. Цветаевой «Мне нравится, что вы больны не мной…».

I. Работа по теме урока.

1. Вступительное слово учителя.

Любовь Марины Цветаевой – это любовь такой высоты, до которой не дотягивал ни один ее избранник. Ведь для Марины она равна Безмерности.

А как русские философы начала ХХ века осмысляли значение любви в жизни человека?

2. Работа по карточкам и обмен впечатлениями (по группам).

Карточка 1 (I группа).

1) Прочтите высказывания и ознакомьтесь со справочным материалом об их авторах.

2) Найдите сходные мысли и аргументы у разных авторов.

3) Какую из формулировок вы предлагаете вынести в название карточки?

…Любовь есть не только источник творчества, но и сама любовь к человеку есть творчество, есть излучение творческой энергии. Любят ни за что. Любовь есть благодатная излучающая энергия. Величайшая тайна жизни скрыта в том, что удовлетворение получает лишь дающий и жертвующий, а не требующий и поглощающий. Всякое творчество есть любовь… (Н. Бердяев.)

Бердяев Н. А. (1874–1948 гг.) – русский философ. Автор работ по философии, истории, творчеству, любви, русской идее. В основе его концепции лежит понимание личности как средоточения духовных и душевных способностей, осуществляющего связь с миром творчества и свободы.

Любовь открывает для человека новые возможности, просветляет и озаряет его, способствует введению его в Столп Истины… (П. Флоренский.)

Флоренский П. А. (1882–1943 гг.) – русский философ, ученый, священник. Автор работ по математике, физике, семиотике, философии имени. Создатель учения о Софии на материале православной церкви. Основное философское сочинение – «Столп и утверждение Истины».

Карточка 2 (II группа).

1) Прочтите высказывания и ознакомьтесь со справочным материалом об их авторах.

2) Какая мысль вас особенно поразила и чем?

3) Какую формулировку вы предлагаете вынести в название карточки?

…Смысл человеческой любви вообще есть оправдание и спасение индивидуальности через жертву эгоизма… (В. Соловьев.)

Соловьев В. С. (1853–1990 гг.) – русский религиозный философ, поэт, публицист. Оказал большое влияние на русский идеализм и символизм. Автор работ «Смысл любви», «Оправдание добра». Сторонник идеи двойственности мира, «вечной женственности (Софии)…»

…Эрос есть влюбленность в жизнь, жажда полноты, жажда полноценности, рождение в красоте, жажда вечной жизни, жажда воплощения, преображения и воскресения, богочеловеческая жажда, жажда рождения Богочеловека, жажда обожания и веры, что «красота спасет мир…» (Б. Вышеславцев.)

Вышеславцев Б. П. (1877–1954 гг.) – русский философ. Автор работы «Этика преображенного Эроса», в которой рассматривается центральная для философа тема – столкновения долга и этики творчества, основанная на открытиях психоанализа.

Карточка 3 (III группа).

1) Прочтите высказывания современного русского литературоведа и философа Г. Гачева о сущности русского Эроса.

2) Подумайте над каждым высказыванием. Какое из них самое значительное и почему?

– Сквозь всю русскую литературу проходит высокая поэзия неосуществленной любви.

– Жизнь разводит влюбленных для того, чтобы усиливались духовные тяготения и чтобы стягивалась из конца в конец необъятная Русь перекрестными скитаниями рассеянных по ней существ, чтобы, как ветры, гуляли по ней души тоскующих в разлуке.

– Вся Русь – распростертый океан любви. Недаром в русском языке самое любовное слово – это не «дорогая» и не «любимая», а «родная», «родненький», т. е. русская любовь между мужчиной и женщиной той же природы, что и любовь к Родине.

– Русская любовь – это взаимное истязание, страдание, и в нем – наслаждение. Телесной похоти здесь нет, зато есть похоть духа.

Вопрос:

– Какое место занимала любовь в жизни Цветаевой?

Ученица читает отрывок из письма Цветаевой:

«Вчера вечером я вышла из дома, чтобы снять белье, ибо надвигался дождь. И приняла в свои объятия весь ветер – нет! весь Север! И это был ты. я не взяла его домой, он остался на пороге. Он не вошел в дом, но едва я уснула, он умчал меня с собою в море. И все же это называется только так: я люблю тебя».

Учитель. Эти красивейшие строки – не из романа, не из поэмы, они – из письма к любимому человеку. И письмо это для Цветаевой обычно, потому что с такой силой и красотой она чувствует всегда. Перед нами стоит трудная задача: попытаться понять, как Марина чувствует и как выражает себя в слове «любовь».

Она любила всю жизнь, многих, по-разному. Сегодня мы не будем останавливаться на фактах, на событиях, и посмотрим сверху на ВСЕ, что зовется Любовью Марины Цветаевой.

Итак, назовем нашу первую страничку «Я – ласточка твоя, Психея…» (название каждой «страницы» урока записывается на доске и в тетрадях.).

– Почему Марину Цветаеву так привлек образ Психеи?

Карточка 4 (IV группа).

1) Внимательно прочтите словарную статью из энциклопедии «Мифы народов мира».

2) Познакомьтесь с цветаевским стихотворением «Психея» и определите, есть ли в этом тексте то, что вы узнали из словаря.

Психея («психэ» с греч. – «душа», «дыхание») – в греческой мифологии олицетворение души. Представлялась на памятниках изобразительного искусства в виде бабочки или летящей птицы. Легенда о Психее, созданная Апулеем и объединившая разные мифы, говорит о странствиях человеческой души, жаждущей слиться с любовью. Вот ее краткое содержание.

С помощью Зефира Амур получил в жены царскую дочь Психею. Однако Психея нарушает запрет никогда не видеть лицо супруга. Ночью она, сгорая от любопытства, зажигает светильник и восхищенно смотрит на юного бога, не замечая капли горячего масла, упавшей на нежную кожу Амура. Амур исчезает, и Психея должна вернуть его себе, пройдя много испытаний. Преодолев их, Психея вновь обретает Амура, который просит разрешения у Зевса на брак с возлюбленной.

ПСИХЕЯ

Не самозванка – я пришла домой,

И не служанка – мне не надо хлеба.

Я – страсть твоя, воскресный отдых твой,

Твой день седьмой, твое седьмое небо.

Там на земле мне подавали грош

И жерновов навешали на шею.

– Возлюбленный! – Ужель не узнаешь?

Я ласточка твоя – Психея!..

1918 г.

в стихотворении два мира – Небо и земля. Все, что связано с землей, – отрицается, это тяжкая ноша. В поднебесном мире есть все, что любимо героиней. Небо – ее дом.

Ученица читает два отрывка из писем Марины:

– «Психею (невидимую!) мы любим вечно, потому что невидимое в нас любит – только душа! Психею мы любим психикой, Елену (тело) мы любим глазами, – чуть ли не руками. Психея вне суда рук и глаз».

– «Я не для жизни. У меня все – пожар! Мне больно, понимаете? Я ободранный человек, вы все в броне. У меня на глубине – ни-че-го. Все спадает как кожа, а под кожей – живое мясо или огонь: я – Психея…»

3. Чтение учащимися стихов.

4. Беседа.

– Какие новые страницы «Дневника Психеи» написаны Мариной?

– Какое понятие (слово) повторяется в нижеприведенном письме чаще всего и несет в себе основную идею написанного?

«…Вы действительно дитя мое через боль. Ни на одно из моих писем я не получила ответа. Станьте на минуту мной и поймите: ни строки, ни слова, целый месяц, день за днем, час за часом…

Вначале это был сплошной оправдательный акт: невинен, невинен, невинен, это злое чудо, знаю, ручаюсь, верю! Дождусь, дорвусь. Завтра. Но завтра приходило, письма не было, и еще завтра, и еще, и еще…

О, много было мыслей, возгласов, чувств. И такая боль потери, такая горечь за живую мою душу, такая обида, что – не будь стихов! – я бы бросилась к первому встречному: забыться, загасить, замыть…

…Друг, я не маленькая девочка, больно жгла, обжигалась, больно горела, страдала – все было! – но ТАК разбиваться, как я разбилась о Вас, всем размахом доверия – о стену! – никогда. Я оборвалась с Вас, как с горы».

Ключевое слово отрывка – «боль».

– Итак, мы записываем следующую страницу. дневник: «Так вдалбливаются в любовь». Любовь для Марины была самой настоящей Болью в высоком смысле этого слова. многие из стихов написаны «шрамом на шраме»… В них вся Марина в своей искренности и незащищенности.

5. Чтение отрывка из «Поэмы Конца» (подготовленным учеником).

Движение губ ловлю.

И знаю – не скажет первым.

– Не любите? – Нет, люблю.

– Не любите! – Но истерзан,

Но выпит, но изведен.

(Орлом озирая местность):

– Помилуйте, это – дом?

– Дом – в сердце моем. – Словесность!

Любовь – это плоть и кровь.

Цвет, собственной кровью по́лит.

Вы думаете, любовь –

Беседовать через столик?

Часочек – и по домам?

Как те господа и дамы?

Любовь – это значит…

– Храм?

Дитя, замените шрамом

На шраме! – Под взглядом слуг

И бражников? (Я, без звука:

«Любовь – это значит лук

Натянутый – лук: разлука».)

– Любовь это значит – связь.

Все врозь у нас: рты и жизни…

Отрывок проецируется на доску.

– Обратите внимание на строфы, в которых автор определяет понятие любви.

Давайте выпишем эти цветаевские формулы и поработаем над их смыслом:

1) «Любовь – это плоть и кровь»: кровь как жертва, символ Духа. Плоть и Душа – любовь. Может ли плоть страдать? От любви страдает душа.

2) «Любовь… шрам на шраме». Предельная боль, одна наслаивается на другую. Сердце превращается в сплошной шрам.

3) «Любовь – это значит лук // Натянутый – лук: разлука». Когда натягивают лук, его концы приближаются друг к другу, но не встречаются. «Лук» и «разлука» – этимологически родственные слова.

4) «Любовь, это значит – связь». Духовная и телесная («все врозь у нас: рты и жизни…»). Невозможность связи, рок.

Слово учителя.

Над Мариной всегда висел рок разлуки: часто она была далека от любимого человека, а иногда вообще никогда его не видела. Но любовь для нее – не только боль, разлука, страдание. Это еще и радость, и полет, и источник творчества.

Обратимся вновь к ее письмам.

1-й ученик. «Арлекин! – Так я вас окликаю. Первым в первый раз ищу счастье, а не потери, хочу взять, а не отдать, быть, а не пропасть! Я в Вас чувствую силу, этого со мной никогда не было. Силу любить не всю меня, а лучшую меня, главную меня…

Вы сделали надо мной чудо, я в первый раз ощутила естество неба и земли».

2-й ученик. «Милый друг, Вы вернули меня к жизни… Вы поверили в меня, Вы сказали: «Вы все можете», и я, неверное, все могу… Другие слабые: сочувствовали. Никто не пытался излечить. Это было жестоко. Нужно было или излечить – или убить. Вы меня просто полюбили».

3-й ученик. «Люблю Ваши глаза… Люблю Ваши руки, тонкие и чуть холодные в руке. Внезапность усмешки. О, как Вы глубоко правдивы! Как Вы при всей Вашей изысканности – просты!.. Я сказала Вам: есть – Душа. Вы сказали мне: есть – Жизнь.

Вы – мое спасение и от смерти и от жизни.

Вы – жизнь (Господи, прости меня за мое счастье)…»

Из писем А. Бахраху, 1923 г.

II. Итог уроков.

Мини-реплика (письменно, не более двух фраз, в которые вложить свое понимание главных мыслей урока).

Домашнее задание:

1) выбранные стихи о любви вписать в странички «Дневника Психеи», объяснить свой выбор. Или написать сочинение-миниатюру «Моя Цветаева»;

2) подготовиться к уроку по творчеству А. Ахматовой (по группам).

поурочные планы, 9 класс, литература