Уроки 76–77 Н. А. ЗАБОЛОЦКИЙ. СЛОВО О ПОЭТЕ. «ОБРАЗ МИРОЗДАНЬЯ» В ЛИРИКЕ ЗАБОЛОЦКОГО

0
1066
история

Уроки 76–77 н. а. ЗАБОЛОЦКИЙ. слово о поэте. «образ мирозданья» в лирике ЗАБОЛОЦКОГО

Цель: познакомить с жизнью и творчеством Н. А. Заболоцкого, его стихами.

Ход уроков

I. Работа по теме уроков.

1. Вступительное слово учителя о Н. А. Заболоцком.

Впервые стихотворения Н. А. Заболоцкого «Красная Бавария», «Футбол», «Поход» были опубликованы в конце 1927 г. в ленинградской периодике, хотя настоящая известность пришла к нему с выходом в 1929 г. книги стихов «Столбцы», сразу обратившей внимание читателей на творчество самостоятельного художника.

Склонность к сочинению стихов обнаружилась у будущего поэта в детстве, в школьные годы. Но серьезные занятия поэзией приходятся на начало 20-х, когда Заболоцкий учится сначала в Московском университете, а затем в Педагогическом институте им. А. И. Герцена в Петрограде. В «Автобиографии» об этом периоде сказано: «Много писал, подражал то Маяковскому, то Блоку, то Есенину. Собственного голоса не находил».

На протяжении 20-х гг. поэт проходит путь интенсивных духовных поисков и художественного эксперимента. От подражательных юношеских стихотворений 1821 г. («Сизифово рождество», «Небесная Севилья», «Сердце – пустырь»), несущих следы влияний разнородных поэтических школ – от символизма до футуризма, он приходит к обретению творческой самостоятельности. С середины десятилетия одно за другим создаются его оригинальные стихотворения, впоследствии составившие первую книгу.

Когда в 1929 г. вышла книга «Столбцы», включившая 22 стихотворения 1926–1928 гг., она сразу же привлекла к себе внимание и вызвала разноречивые отклики: с одной стороны, были серьезные положительные рецензии, отмечавшие приход нового поэта со своим оригинальным видением мира, с другой – грубые разносные статьи-окрики. Что же вызвало такую неоднозначную реакцию?

В стихотворениях «Столбцов» («Новый быт», «Ивановы», «Свадьба» и др.) проявилось резко индивидуальное и отстраненное восприятие автором современной действительности. Сам поэт позже писал, что темой его стихов был глубоко чуждый и враждебный ему «хищнический быт всякого рода дельцов и предпринимателей», «сатирическое изображение этого быта». В них возникают черты абсурдизма, реалистическая конкретность соседствует с гиперболизацией и алогизмом образов.

Выступая в 1936 г. в дискуссии о формализме и вынужденно соглашаясь с обвинениями критики в адрес его экспериментальных стихов, Заболоцкий не отказывался от сделанного им в начале пути и подчеркивал: «Столбцы» научили меня присматриваться к внешнему миру, пробудили во мне способность пластически изображать явления. В них удалось мне найти некоторый секрет пластических изображений».

Основная направленность лирики Заболоцкого середины 30-х гг. – философская. Стихотворения 1936–1937 гг. «Вчера, о смерти размышляя…», «Бессмертие» (позднее получившее название «Метаморфозы») свидетельствуют о пристальном внимании поэта к вечным вопросам бытия. Во «Второй книге» (1937) восторжествовала поэзия мысли. Произошли существенные изменения в поэтике Заболоцкого, хотя найденный им еще в «Столбцах» «секрет пластических изображений» получил здесь явное и весьма выразительное воплощение.

Несмотря на кажущиеся благоприятными внешние обстоятельства жизни и работы (выход книги стихов, высокая оценка его перевода «Витязя в тигровой шкуре» Шота Руставели, начало работы над стихотворным переложением «Слова о полку игореве»), поэта подстерегала беда. В марте 1938 г. он был арестован органами НКВД и после жесточайшего допроса, продолжавшегося четверо суток, и содержания в тюремной психиатрической больнице получил пятилетний срок исправительно-трудовых работ.

С конца 1938 и до начала 1946 г. Заболоцкий пробыл в лагерях Дальнего Востока, Алтайского края, Казахстана, трудился в тяжелейших условиях на лесоповале, взрывных работах, строительстве железнодорожной магистрали и лишь благодаря счастливому стечению обстоятельств смог устроиться чертежником в проектное бюро, что и спасло ему жизнь.

Это было десятилетие вынужденного молчания. С 1937 по 1946 г. были написаны лишь два стихотворения, развивающие тему взаимоотношений человека и природы («Лесное озеро» и «Соловей»). В последний год Великой Отечественной войны и в первое послевоенное время он возобновляет работу над художественным переводом «Слова о полку Игореве», сыгравшим важную роль в возвращении его к собственному поэтическому творчеству.

Послевоенная лирика Заболоцкого отмечена расширением тематического и жанрового диапазона, углублением и развитием социально-психологических, нравственно-гуманистических и эстетических мотивов. Уже в первых стихах 1946 г. – «Утро», «Слепой», «Гроза», «Бетховен» и др. – как бы распахнулись открывшиеся горизонты новой жизни и вместе с тем сказался опыт жестоких испытаний.

В эти годы Заболоцкий пишет такие замечательные стихотворения, как «Слепой», «Я ищу гармонию в природе», «Завещание», «Прощание с друзьями». Последнее посвящено памяти А. Введенского, Д. Хармса, Н. Олейникова и других товарищей по группе Обериу, ставших в 30-е гг. жертвами сталинских репрессий. Стихи этих лет отмечены поэтической конкретностью, пластикой и живописностью образов и одновременно – глубоким осмыслением проблем бытия, природы и искусства.

II. Реализация домашнего задания.

1. Ответ на вопросы:

– Каким представляется вам личность Заболоцкого?

– Что в воспоминаниях современников остановило ваше внимание?

2. Сообщения учащихся о поэте с чтением стихов.

3. Чтение наизусть понравившихся стихов Заболоцкого с комментарием.

III. Продолжение работы над новым материалом.

1. Чтение и анализ стихотворений.

1) «Завещание».

Элегия была написана в 1947 г. Образ природы воплощен в живом и целостном, субъективно окрашенном лирическом переживании. В этих элегических стихах использован отвечающий жанру размер – 5- и 6-стопный ямб.

При всей глубине и серьезности стихотворение отмечено живой интонацией разговора с современником и потомком о главных, жизненно важных вопросах. Это своего рода итог эволюции философской лирики поэта, его многолетних размышлений о человеке и мире, о личном бессмертии.

– В чем же видит смысл жизни автор? Какая философская мысль определяет содержание этого лирического стихотворения? (Лейтмотив стихотворения – утверждение вечно живого, прекрасного, многоцветного, сияющего мира. Именно в нем сохраняются «живая душа», ум, мысли, сознание человека, который остается в природе, «как медленная птица», «как летний дождь».)

2) «Я не ищу гармонии в природе…».

Выразительное чтение стихотворения.

Стихотворение носит программный характер для всего творчества Заболоцкого. Оно открывает раздел «Книга вторая. Стихотворения 1932–1958 гг.» в подготовленном поэтом в 1957 г. собрании своих сочинений. Написанное характерным для философской лирике 5-стопным ямбом, оно опирается на классическую (тютчевскую) традицию и в то же время вступает с ней в полемику.

– Какой мы видим природу у Заболоцкого?

Природа у Заболоцкого живая, бесконечно изменяющаяся, противоречивая. Она в постоянном стихийном, буйном движении, занята, как и человек, тяжким трудом и «бесплодною игрой». Мир ее одухотворен, и это проявляется во всей системе тропов (находим в словаре, зачитываем): эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений. Идя от частного к общему, поэт создает в финале образ природы-матери, пусть лишенной гармонии и разума, но обретающей их в деяниях человеческих. (Ответы подтвердить цитатами.)

2. Самостоятельная работа.

Анализ стихотворений «О красоте человеческих лиц» и «Можжевеловый куст» (по вариантам).

3. Заключительное слово учителя.

При всем многообразии творчества Н. Заболоцкого следует подчеркнуть единство и цельность его художественного мира. Художественно-философское осмысление противоречий бытия, раздумья о человеке и природе в их взаимодействии и единстве, своеобразное поэтическое воплощение современности, истории, «вечных тем» составляют основу этой цельности.

В творчестве Заболоцкого несомненно обновление и развитие русской поэтической мысли (философской лирики XVIII–XIX вв.: Державина, Пушкина, Баратынского, Тютчева). С другой стороны, Заболоцкий активно осваивает опыт поэтов ХХ в. (Мандельштама, Пастернака).

Жизненный и творческий путь Н. А. Заболоцкого по-своему отразил трагические судьбы русской литературы и русских писателей ХХ в. Заболоцкий унаследовал и развил достижения русской поэзии, соединив лучшие традиции литературы прошлого с самым смелым новаторством, характерным для ХХ столетия, по праву заняв место в ряду его поэтов-классиков.

IV. Итог уроков.

Домашнее задание:

1) выучить наизусть понравившееся стихотворение;

2) подготовиться к уроку по творчеству М. Цветаевой.