Уроки 74–75 ОЧЕРК ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА И. С. ТУРГЕНЕВА

0
793
кабинет

Уроки 74–75
ОЧЕРК ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА И. С. ТУРГЕНЕВА

Цели: познакомить учащихся с основными этапами биографии и творческого пути И. С. Тургенева; обратить внимание на особенности характера писателя, его политические убеждения, удивительный дар предвидения; вспомнить содержание и идейную направленность произведений писателя, изученных в предыдущих классах.

Наглядное пособие: фотоальбом «И. С. Тургенев».

Ход уроков

Эпиграф к урокам:

Вся моя биография – в моих сочинениях.

И. С. Тургенев

I. Вступительное слово учителя.

Жизнь и творчество И. С. Тургенева

Иван Сергеевич Тургенев (1818–1883) – блестящий прозаик и поэт, публицист и переводчик. Он прожил в литературе большую жизнь, был знаком со многими известными русскими писателями, вел огромную переписку, внимательно следил за литературно-общественной жизнью, русской и западноевропейской. Он открыл Европе русскую литературу, получил признание как «великий романист».

У Тургенева – особое чувство времени. Он писал: «Наше время требует уловить современность в ее преходящих образах; слишком запаздывать нельзя». И никогда не запаздывал. В своих романах он «улавливал» то новое, что только зарождалось в русской жизни. Об этой особенности Тургенева сказал Н. А. Добролюбов. Тургенев «быстро угадывал новые потребности, новые идеи… и в своих произведениях непременно обращал внимание на вопрос, стоящий на очереди и уже смутно начинавший волновать общество».

В социально-политических вопросах Тургенев был реформистом, постепеновцем, противником революции. Но писатель с искренним восхищением следил за деятельностью революционеров. Это отчетливо сказалось в его произведениях. Часто писателя просили рассказать о себе, о важных фактах биографии, но однажды Тургенев ответил: «Вся моя биография – в моих сочинениях».

Сочинения Тургенева. Стихи, очерки, повести, романы… Они населены умными, благородными мужчинами и прекрасными женщинами. Жизнь тургеневских героев ярка, но, к сожалению, быстротечна.

Действие в романах завязывается весной, достигает кульминации летом, а завершается осенью или зимой.

С Тургеневым в русскую литературу вошел поэтический образ «тургеневской девушки», а вместе с ним и «тургеневской любви». Ю. В. Лебедев: «Все тургеневские герои проходят испытание любовью – своего рода проверку на жизнеспособность не только в интимных, но и в общественных убеждениях… Любящий герой прекрасен, духовно окрылен, но чем выше взлетает он на крыльях любви, тем ближе трагическая развязка. Любовь, по Тургеневу, трагична».

II. Проверка домашнего задания.

Опрос по вопросам:

1. Какие впечатления детских лет отразились на будущем творчестве И. С. Тургенева?

2. 1843 год. Чем замечателен этот год в личной и творческой судьбе писателя? (Дружба с В. Г. Белинским началась в 1843 году. В начинающем писателе критик увидел «необыкновенный поэтический талант» и «глубокое чувство действительности».

В 1843 году Тургенев познакомился с талантливой певицей Полиной Виардо и полюбил ее. Этим можно объяснить дальнейшее почти постоянное проживание писателя за границей. По выражению Тургенева, «на краю чужого гнезда».)

3. Что связывало Тургенева с Некрасовым? В чем причина разрыва Тургенева с журналом «Современник»?

4. Сборник рассказов «Записки охотника». История создания и общая характеристика сборника. Согласны ли вы с мнением М. Е. Салтыкова-Щедрина, что «Записки охотника» «положили начало целой литературе, имеющей своим объектом народ и его нужды»?

Расскажите о прочитанных рассказах. Каковы их основные темы и проблемы?

5. Повести о любви. («Ася», «Вешние воды», «Первая любовь».) Что привлекало читателей в них? Чему учат повести Тургенева? (И. С. Тургенев не только рассказывает историю любви. Он учит читателей дорожить любовью, свободой, быть принципиальным во всем, беречь чистоту, благородство убеждений и помыслов, уважать людей.)

III. Реализация индивидуальных заданий.

Сообщения о прочитанных романах.

1. Роман «Рудин» (1856)

Вопросы: 1) Какова основная тема и идея произведения? 2) Чем пленил Рудин семнадцатилетнюю Наталью Ласунскую? 3) Сопоставьте образ главного героя с образами Онегина, Печорина. Что в них общее, что различно?

В романе И. С. Тургенев изобразил героя уже отошедшей эпохи. Рудин покорил общество блеском своего ума и красноречия. «Да, природа мне много дала, но я умру, не сделав ничего достойного сил моих… Все мое богатство пропадет даром… Первое препятствие – и я весь рассыпался…» – сказал герой.

Рудин, вслед за Онегиным и Печориным, продолжил галерею образов «лишних» людей в русской литературе.

2. Роман «Дворянское гнездо» (1858)

Вопрос: Как решается в романе проблема личного счастья и долга?

Лаврецкий и Лиза Калитина, по мнению М. Е. Салтыкова-Щедрина, «прозрачные, будто сотканные из воздуха образы». Но их счастью не суждено было сбыться. Лиза ушла в монастырь. Лаврецкий замкнулся, но все-таки дело нашел для себя: занялся хозяйством.

«Играйте, веселитесь, растите, молодые силы…» – приветствует Лаврецкий молодое поколение. Такой финал современники воспринимали как прощание Тургенева «с дворянским периодом русской истории».

3. Роман «Накануне» (1859)

Вопросы: 1) Расскажите о героях произведения. Почему И. С. Тургенев «новым человеком» делает болгарина Инсарова? 2) В чем смысл заглавия романа «Накануне»?

И. С. Тургенев называет героев Елену Стахову и Инсарова «провозвестниками новой жизни». Свою любовь Елена отдает болгарину Инсарову. После его смерти в Болгарии она решает продолжить дело – освобождение родины от турецкого гнета.

Статья Н. А. Добролюбова «Когда же придет настоящий день?» посвящена разбору романа «Накануне». Добролюбов мечтает о появлении русских Инсаровых!

IV. Работа учащихся над стихотворениями в прозе.

«Русский язык», «Как хороши, как свежи были розы», «Воробей» и другие. (Чтение стихотворений.)

Стихотворения в прозе – новый для русской литературы жанр. В них, как в лирических стихах, отражен внутренний мир поэта. «Прозаическая речь звучит мелодично, музыкально, ритмично» (М. А. Шнеерсон).

Главная мысль – вера в торжество нравственной красоты, света и добра. Это – вера в великое предназначение своей страны.

V. Лекция учителя (краткое изложение).

Последние годы жизни И. С. Тургенева

Писатель часто болел. В 1882 году обнаружились первые признаки тяжелой болезни (рак позвоночника), которая оказалась для Тургенева смертельной. Умирал писатель на чужбине. Из письма Тургенева другу-поэту Якову Полонскому: «Когда вы будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу – родине поклонитесь, которую я уже, вероятно, никогда не увижу». Умер Тургенев 22 августа 1883 г.

Тело писателя было перевезено в Петербург, при «небывало огромном стечении народа» похоронили его 27 сентября 1883 г. на Волковом кладбище.

Домашнее задание.

1. Чтение романа «Отцы и дети» (1–10-я главы).

2. 3-я глава. Анализ пейзажа. Жизнь крестьян и их взаимоотношения с помещиками.

3. Индивидуальное задание по теме: История написания романа «Отцы и дети». Прототипы героев романа.

поурочный план, 10 класс, русская литература