Уроки 68–69 «ПО СТРАНИЦАМ УЧЕБНИКА» (игра-путешествие)

0
666
хакер

Уроки 68–69 «По страницам учебника» (игра-путешествие)

Цель: обобщить знания учащихся по русской литературе, полученные ими в течение года.

Ход уроков

Класс разделен на 3 творческие группы, каждая из которых имеет свое название, эмблему.

Дети сидят полукругом, каждая группа за своим столом.

На доске – тема урока.

I. Сообщение темы и целей урока, объяснение правил игры.

Учитель приглашает «жюри» – родителей – занять свое место за отдельным столом.

Учитель. Вот и подходит к концу учебный год. Мы дружно работали, многому научились, и сегодня еще раз перелистаем страницы нашего учебника. Встретимся с полюбившимися героями, покажем свои знания и умения по теории литературы.

Наше строгое жюри будет оценивать ответы ребят, чтобы в конце урока поставить объективные оценки за их труд. Для этого прошу команды (творческие группы) назвать себя, защитить свои эмблемы.

Капитаны команд представляют свои команды, «защищают» эмблемы и названия.

II. Игра-путешествие.

1. Творческая разминка.

Учитель. Перенесемся в Древнюю Грецию.

На доске прикрепляется первая страница – «Мифы Древней Греции». Каждой команде по очереди задается один вопрос:

а) Назовите дочерей великого титана Атласа, у которых Геракл должен был достать золотые яблоки. (Геспериды.)

б) Назовите имя царя, скотный двор которого должен был очистить Геракл. (Авгий.)

в) Геракл – это сын кого? (Зевса.)

На доске прикрепляется еще одна страница – «Древнерусская литература», «Знакомство с Библией».

а) Вспомните заповедь Иисуса Христа из «Притчи о добром самарянине». («Люби ближнего своего как самого себя».)

б) О рождении какого младенца рассказывает Б. Л. Пастернак в стихотворении «Рождественская звезда»?

Стояла зима.

Дул ветер из степи.

И холодно было младенцу в вертепе

На склоне холма.

Его согревало дыханье вола.

Домашние звери стояли в пещере.

Над яслями теплая дымка плыла.

(О рождении Иисуса.)

в) В «Повести временных лет» летописец рассказывает не о князе, и даже не о дружиннике, а о простом юноше, который помог князю Владимиру одолеть печенегов. Что же сделал этот юноша и как его звали? (Кожемяка; победил вражеского богатыря.)

Учитель оценивает ответы, жюри подводит итоги разминки.

2. Игра.

I тур
Произведения русских писателей XIX века

Учитель. Великие мастера слова в своих произведениях используют различные тропы, чтобы сделать красивее, интереснее, образнее речь.

– Какие вы знаете изобразительно-выразительные средства художественной речи? Приведите примеры текстов.

а) Эпитет – это…

б) Сравнение – это…

в) Олицетворение – это…

Открывается следующая страница учебника «Произведения русских писателей XIX века».

Учитель. Попытаемся определить размеры стихотворений, назвав их авторов.

а) Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный…

(Пушкин, «Зимнее утро», ямб.)

б) Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники

С милого севера в сторону южную.

(Лермонтов, «Тучи», дактиль.)

в) Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя…

(Пушкин, «Зимний вечер», хорей.)

II тур
Произведения русских писателей XX века

Учитель. Мы перелистываем страницу и попадаем в век XX.

Звучит мелодия песни «Конь» на стихи С. Есенина в исполнении группы «Любэ».

1) Назовите «песенных» поэтов, которых вы знаете, приведите примеры песен на их стихи.

а) «Конь» в исполнении группы «Любэ», С. Есенин.

б) «Букет» на стихи Н. Рубцова.

в) «Отговорила роща золотая» С. Есенина.

2) «Черный ящик».

По предметам, лежащим в «черном ящике», угадайте, из какого они произведения, кто их автор, кратко перескажите эпизод, связанный с этими предметами.

а) Яблоки, макароны, учебник французского. (В. Распутин, «Уроки французского».)

б) Пакет с варениками, рисунок с изображением черта, мешок.
(Н. В. Гоголь, «Ночь перед Рождеством».)

в) Пряник, лукошко, ягоды. (В. Астафьев, «Конь с розовой гривой».)

3) Инсценировка (домашняя заготовка) понравившегося произведения или отрывка.

Команды-соперницы отгадывают, из какого произведения сценка, кто автор этого произведения.

Можно инсценировать следующие произведения: «Кладовая солнца» Пришвина, «Корова» Платонова, «Левша» Лескова, рассказы А. П. Чехова, «Тринадцатый подвиг Геракла» Ф. Искандера.

4) Работа в творческой мастерской.

Команды обмениваются кроссвордами (домашние заготовки), разгадывают их. 1–2 «писателя» из каждой творческой группы работают над сочинением-миниатюрой по картинам:

– И. К. Айвазовский. «Буря» (1854 г.);

– Б. М. Кустодиев. «Праздник в деревне» (1907 г.);

– К. Ф. Юон. «Новая планета».

По окончании работы кроссворды сдаются жюри, а сочинения зачитываются.

5) Конкурс чтецов.

Тематика стихов выбирается жеребьевкой:

– о войне;

– о родине, природе;

– поэты XIX века (Пушкин, Лермонтов).

III. Итоги уроков.

Учитель подводит итоги уроков, члены жюри зачитывают результаты, объявляются победители.