Уроки 60–61 КАК ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ-ОЧЕРК. СОЧИНЕНИЕ-ОЧЕРК «МОЙ СОВРЕМЕННИК»

0
14

Уроки 60–61 как писать сочинение-очерк. сочинение-очерк «Мой современник»

Цели: познакомить учащихся с очерком как жанром публицистики, с его разновидностями; развивать монологическую речь.

Ход уроков

I. Проверка домашнего задания.

Чтение сочинений-миниатюр с последующим рецензированием учителя.

II. Лекция учителя «Как писать сочинение-очерк?».

Прослушанные работы свидетельствуют о глубоком понимании вами изученного произведения Л. Н. Толстого. А что если вы сравните жизненный опыт Николеньки со своим собственным? ведь многим из вас практически столько же лет, что и герою трилогии. А сравнение это мы попытаемся воплотить в сочинении-очерке о себе или своем современнике.

Что же такое очерк?

Очерк – это жанр публицистики, потому что изображает и разъясняет значительные и интересные явления действительности.

– Как вы считаете, почему сочинение на указанную тему целесообразнее писать в жанре очерка?

– Почему указанная тема может считаться общественно значимой?

Очерк очень похож на рассказ, поэтому можно использовать разные формы изложения: описание, повествование, рассуждение, диалог. Очерк ярко выявляет личность автора.

Существуют такие разновидности очерка:

1) путевой очерк – проблема связана с картинами быта, природы или дорожными событиями.

2) проблемный очерк – автор рассуждает о важных и острых идейно-политических, экономических, эстетических или нравственных вопросах;

3) портретный очерк – в центре такого очерка человек, его дело; очерк решает общественно значимую проблему, связанную с характером или поступками героя, и, с другой стороны, выражает авторское отношение к самому герою очерка.

– Какой вид очерка целесообразнее писать по указанной теме?

– Какой стиль речи подходит для изложения такой темы?

– Вспомним, как нужно конструировать публицистическую речь.

Публицистический стиль речи допускает:

1) публицистическую лексику: «идеалы добра», «переломные годы», «свобода и независимость» и т. д.;

2) повторы: «давным-давно», «молодо и свежо» и т. д.;

3) антитезы (сила – слабость; вера – безверие);

4) риторические вопросы (например: «Кого может обмануть этот агрессивный внешний вид?»);

5) побудительные и восклицательные предложения («Представьте себе…», «Вспомните…» и т. д.);

6) сопоставительные и противопоставительные конструкции («как молодые, так и взрослые люди…»).

– О чем же мы будем писать, размышляя о своем современнике? Рассмотрим основные, ключевые вопросы к теме.

? Чем отличается жизнь современного молодого человека?

? Какие проблемы свойственны этому поколению? Как они решаются?

? Есть ли среди твоих сверстников личности, о которых можно сказать, что они постоянно развиваются?

? Справедливы ли упреки взрослых в том, что «молодежь не та пошла»?

? Проще или сложнее, по сравнению с веком XIX, стала жизнь твоего сверстника?

? Сохранились ли в наше время те идеалы, которые провозглашали молодые люди XIX в.?

III. Написание сочинения-очерка «Мой современник».

Домашнее задание:

1) завершить работу над сочинением;

2) читать рассказ А. П. Чехова «Анна на шее»;

3) индивидуальное сообщение об А. П. Чехове.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь