Уроки 60–61 как писать сочинение-очерк. сочинение-очерк «Мой современник»
Цели: познакомить учащихся с очерком как жанром публицистики, с его разновидностями; развивать монологическую речь.
Ход уроков
I. Проверка домашнего задания.
Чтение сочинений-миниатюр с последующим рецензированием учителя.
II. Лекция учителя «Как писать сочинение-очерк?».
Прослушанные работы свидетельствуют о глубоком понимании вами изученного произведения Л. Н. Толстого. А что если вы сравните жизненный опыт Николеньки со своим собственным? ведь многим из вас практически столько же лет, что и герою трилогии. А сравнение это мы попытаемся воплотить в сочинении-очерке о себе или своем современнике.
Что же такое очерк?
Очерк – это жанр публицистики, потому что изображает и разъясняет значительные и интересные явления действительности.
– Как вы считаете, почему сочинение на указанную тему целесообразнее писать в жанре очерка?
– Почему указанная тема может считаться общественно значимой?
Очерк очень похож на рассказ, поэтому можно использовать разные формы изложения: описание, повествование, рассуждение, диалог. Очерк ярко выявляет личность автора.
Существуют такие разновидности очерка:
1) путевой очерк – проблема связана с картинами быта, природы или дорожными событиями.
2) проблемный очерк – автор рассуждает о важных и острых идейно-политических, экономических, эстетических или нравственных вопросах;
3) портретный очерк – в центре такого очерка человек, его дело; очерк решает общественно значимую проблему, связанную с характером или поступками героя, и, с другой стороны, выражает авторское отношение к самому герою очерка.
– Какой вид очерка целесообразнее писать по указанной теме?
– Какой стиль речи подходит для изложения такой темы?
– Вспомним, как нужно конструировать публицистическую речь.
Публицистический стиль речи допускает:
1) публицистическую лексику: «идеалы добра», «переломные годы», «свобода и независимость» и т. д.;
2) повторы: «давным-давно», «молодо и свежо» и т. д.;
3) антитезы (сила – слабость; вера – безверие);
4) риторические вопросы (например: «Кого может обмануть этот агрессивный внешний вид?»);
5) побудительные и восклицательные предложения («Представьте себе…», «Вспомните…» и т. д.);
6) сопоставительные и противопоставительные конструкции («как молодые, так и взрослые люди…»).
– О чем же мы будем писать, размышляя о своем современнике? Рассмотрим основные, ключевые вопросы к теме.
Чем отличается жизнь современного молодого человека?
Какие проблемы свойственны этому поколению? Как они решаются?
Есть ли среди твоих сверстников личности, о которых можно сказать, что они постоянно развиваются?
Справедливы ли упреки взрослых в том, что «молодежь не та пошла»?
Проще или сложнее, по сравнению с веком XIX, стала жизнь твоего сверстника?
Сохранились ли в наше время те идеалы, которые провозглашали молодые люди XIX в.?
III. Написание сочинения-очерка «Мой современник».
Домашнее задание:
1) завершить работу над сочинением;
2) читать рассказ А. П. Чехова «Анна на шее»;
3) индивидуальное сообщение об А. П. Чехове.