Уроки 58–59
Жизнь и творчество Анны Ахматовой.
Художественное своеобразие и поэтическое
мастерство лирики Ахматовой
Цели: познакомить с основными этапами жизни и творчества Ахматовой; научить определять особенности поэтического мастерства Ахматовой: искренность интонаций, музыкальность стиха, глубокий психологизм лирики, научить посредством анализа стихов определять их тематику и проблематику.
Ход уроков
Поэзия Ахматовой – сложный лирический роман.
Б. Эйхенбаум
…Стих Ахматовой… останавливает внимание на том, мимо чего мы в обычном состоянии способны пройти равнодушно, не оценить, не почувствовать.
Н. Скатов
I. Вступительное слово учителя.
Анна Ахматова для русской читающей публики в ХХ веке стала такой же легендарной, как Пушкин для XIX.
Как черный ангел на снегу
Ты показалась мне сегодня,
И утаить я не могу –
Есть на тебе печать Господня, –
так писал О. Мандельштам, передавая то потрясение, которое рождалось у современников даже при первом взгляде на Ахматову. М. И. Цветаева отметила не только эту печать испепеленной страданием чистоты, но и царственную гордость, роднящую Ахматову не только с терпением русских равнин, но и с величием гор Кавказа:
Нечеловечески-мила
Её дремота.
От ангела и от орла
В ней было что-то.
Это странное соединение хрупкости и властности С. М. Горецкий объясняет сложностью времени, в которое жила Ахматова, тем адским переплавом веков, в котором помогало выжить лишь мужество мучеников:
В начале века профиль странный
(источен он и горделив)
Возник у лиры. Звук желанный
Раздался, остро воплотив
Обиды, горечь и смятенье
Сердец, видавших острие,
Где в неизбежном столкновенье
Два века бились за свое.
II. Из биографии поэта.
1-й ведущий. В автобиографии 1965 года – «Коротко о себе» – А. Ахматова скупо перечисляет факты жизни. Родилась 11 (23) июня 1889 года под Одессой. Ее отец, Андрей Антонович Горенко был в то время отставным инженером-механиком флота. Через год семья переехала в Царское Село.
Поэт. Мои первые воспоминания – царскосельские: зеленое, сырое великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где скакали маленькие пестрые лошадки, старый вокзал и нечто другое, что вошло впоследствии в «Царскосельскую оду»:
Ворон криком прославил
Этот призрачный мир…
А на розвальнях правил
Великан-кирасир.
2-й ведущий. Отрочество и юность Ахматовой – это учеба в Царскосельской и Киевской гимназиях и ее стихи.
1-й ведущий. Среди отмеченных Ахматовой в автобиографии событий жизни – учеба на Высших женских курсах в Киеве, свадьба с поэтом Николаем Степановичем Гумилевым в 1910 году, рождение сына в 1912 году.
2-й ведущий. И все же главные вехи жизни Ахматова связывает со своими лирическими стихами.
1-я дама. Помните? 1911 год. В «башне»-квартире Вячеслава Иванова – очередная литературная среда. Весь цвет поэтического Петербурга здесь собирается. Читают стихи по кругу, и «Таврический мудрец» произносит приговоры, по большей части убийственные. Самое легкое одобрение – редкость.
2-я дама. Читают и знаменитости, и начинающие. Очередь доходит до молодой дамы, тонкой и смуглой.
1-я дама. Это жена Гумилева. Она тоже «пишет». Ну, разумеется, жены писателей всегда пишут, жены художников возятся с красками, жены музыкантов играют. Эта черненькая смуглая Анна Андреевна, кажется, даже не лишена способностей. Еще барышней она писала:
И для кого эти бледные губы
Станут смертельной отравой?
Негр за спиною, надменный и грубый,
Смотрит лукавою.
2-я дама. Мило, не правда ли? Непонятно, почему Гумилев так раздражается, когда говорят о его жене как о поэтессе?
1-й ведущий. А. Гумилев, действительно, раздражается. Он тоже смотрит на ее стихи как на причуду «жены поэта». И причуда эта ему не по вкусу.
2-й ведущий. Когда их хвалят, насмешливо улыбается: «Вам нравится? Очень рад. Моя жена и по канве прекрасно вышивает».
1-я дама. Анна Андреевна, вы прочтете?
Поэт. Я прочту.
Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с правой руки.
Показалось, что много ступеней,
А я знала – их только три!
Между кленов шепот осенний
Попросил: «Со мною умри!
Я обманут моей унылой,
Переменчивой «злой судьбой».
Я ответила: «Милый, милый!
И я тоже. Умру с тобой…»
Это песня последней встречи.
Я взглянула на темный дом.
Только в спальне горели свечи
Равнодушно-желтым огнем.
1-й ведущий. На лицах равнодушно-любезная улыбка. «Конечно, несерьезно, но мило, не правда ли?» Гумилев бросает недокуренную папиросу. Два пятна еще резче выступают на щеках Ахматовой.
2-й ведущий. Что скажет Вячеслав Иванов? Вероятно, ничего. Ведь свои уничтожающие приговоры он выносит серьезным стихам настоящих поэтов. А тут… Зачем же напрасно обижать? Иванов молчит минуту. Потом встает, подходит к Ахматовой, целует ей руку: «Анна Андреевна, поздравляю вас и приветствую. Это стихотворение – событие в русской литературе».
1-й ведущий. Вот так она окончательно взошла на трон русской поэзии и остается на нем по сей день.
2-й ведущий. 27 августа 1921 года, тридцати пяти лет отроду, в расцвете жизни и таланта был расстрелян Николай Гумилев. Расстрелян за контрреволюционную деятельность. Ужасная, бессмысленная гибель? Нет, ужасная, но имеющая глубокий смысл. Именно такую смерть с предчувствием, близким к ясновидению, он себе предсказал: «Умру я не на постели, при нотариусе и враче».
Поэт. Это был сокрушительный удар, хотя к тому времени уже был развод.
Он любил три вещи на свете
За вечерней пенье, белых павлинов
И стертые карты Америки.
Не любил, когда плачут дети,
Не любил чая с малиной
И женской истерики
…А я была его женой.
1-й ведущий. С середины двадцатых годов ее почти перестали печатать. Потом была война, ленинградская блокада, выступления в госпиталях, эвакуация в Ташкент.
2-й ведущий. В 1944 году она вернулась в Ленинград.
Поэт. Страшный призрак, притворяющийся моим городом, так поразил меня, что я описала эту мою с ним встречу в прозе. Тогда же возникли «Три сирени» и «В гостях у смерти» – второе о чтении стихов на фронте.
1-й ведущий. В последние годы жизни Ахматову публиковали мало и, чтобы заработать на жизнь, она много занималась художественным переводов.
2-й ведущий. О своих успехах и наградах Ахматова пишет более чем скромно, даже не упоминает о крупнейших международных премиях.
Между тем в Италии ей вручили международную премию «Этна-Таормина» – «за 50-летие поэтической деятельности и в связи с недавним изданием в Италии сборника стихов», в Англии же присудили степень почетного доктора Оксфордского университета.
1-й ведущий. Ахматова приняла, разделила и по мере сил старалась облагородить, гуманизировать свое время.
Поэт. Я не переставала писать стихи. Для меня в них – связь моя с временем, с новой жизнью моего народа.
Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных.
2-й ведущий. Скончалась Ахматова 5 марта 1966 года.
III. Творчество А. Ахматовой.
1. Поэзия Ахматовой и русская классическая литература.
а) Учитель. Ахматова явилась хранителем и продолжателем традиций русской классической литературы.
б) Выступление группы учащихся-исследователей.
I группа.
1) Сравните «У врат обители святой…» Лермонтова и стихотворение Ахматовой «Теперь никто не станет слушать» (1916), заканчивающееся строками:
А нынче станешь нищенкой голодной,
Не достучишься у чужих ворот.
2) Что удивляет Лермонтова и Ахматову в стихотворениях «Нет, не тебя так пылко я люблю…» и «О нет, я не тебя любила»?
3) Чем близок Ахматовой Лермонтов в стихотворении, написанном в Кисловодске в 1927 году?
Здесь Пушкина изгнанье началось
И Лермонтова кончилось изгнанье.
Здесь горных трав легко благоуханье,
И только раз мне видеть удалось
У озера, в густой тени чинары,
В тот предвечерний и жестокий час –
Сияние неутоленных глаз
Бессмертного любовника Тамары.
II группа.
Сравнить стихотворение Пушкина и Ахматовой «Царскосельская статуя».
1) Как относятся поэты к статуе и с каким чувством ее описывают?
2) Почему в стихотворении Ахматовой пришла осень? Какое время года у Пушкина?
3) Почему Ахматовой необходима метафора «окровавлены кусты»? Почему свет назван «скудеющим»?
2. Тематика творчества Ахматовой. Работа с учебником (по вариантам). Прочитать статью, составить план. Подготовить рассказ по плану.
I вариант: «Поэзия женской души» (с. 168–172).
II вариант: «Родина в лирике Ахматовой» (с. 172–178).
Можно для обсуждения предложить записать варианты планов на доске.
IV. Итог уроков.
– Какие ощущения остались после урока?
– Какое наследие оставила Ахматова современному читателю?
Домашнее задание.
Выучить наизусть стихотворение Ахматовой, подготовить анализ (устно):
џ «Песня последней встречи…»;
џ «Сжала руки под темной вуалью…»;
џ «Мне ни к чему одические рати…»;
џ «Мне голос был, он звал утешно…»;
џ «Родная земля»;
џ «Я научилась просто, мудро жить…»;
џ «Приморский сонет».