Уроки № 57-58. ЗАЧЕТНЫЕ УРОКИ ПО ТЕМЕ «ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

0
731

Уроки № 57-58. ЗАЧЕТНЫЕ УРОКИ ПО ТЕМЕ «ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

Цели: систематизация и обобщение полученных знаний; закрепле­ние навыка пунктуации; контроль.

I . Устный отчет представителей трех групп класса по теоретиче­ским вопросам.

I группа

Группы сочинительных союзов. Приведите примеры (самостоятель­но подобранные) предложений с однородными членами, соединенными союзами разных групп.

II группа

Как можно различить однородные и неоднородные определения? Расскажите об условиях, при которых всегда ставится запятая между одно­ родными членами. Проиллюстрируйте эти условия самостоятельно подоб­ранными примерами.

III группа

При каком условии запятая между однородными членами не ставит­ся? Расскажите о знаках препинания в предложениях с обобщающими сло­ вами при однородных членах. Проиллюстрируйте примерами.

Синтаксический разбор предложений.

I группа

Черкес на корни вековые, на ветви вешает кругом свои доспехи бое­ вые: щит, бурку, панцирь и шелом, колчан и лук (А. С. Пушкин).

II группа

Ни музы, ни труды, ни радости досуга – ничто не заменит единст­венного друга (А. С. Пушкин).

III группа

Всё у него в доме: и музыка, и мебель, и кушанья, и вина – не только не могло назваться первостепенным, но даже во вторую степень не годи­лось (И. Тургенев).

II . Самостоятельная работа по вариантам.
I вариант – упр. 254, II вариант – упр. 257.

III . На втором уроке все выполняют задания после записи пред­ложений под диктовку.

/. С самого раннего утра я убегаю на пруд или в ближнюю рощу. 2. Вечером степь то розовеет, то становится синей. 3. Мороз крепчал и щипал лицо и руки. 4. Птицелов должен знать не только голоса и повадки птиц, но и обладать ещё и мастерством декоратора. (К. Паустовский). 5. В комнате было шумно, и он открыл окно в сад. 6. Инициатива, смелость, чутьё, находчивость – всё это решает исход боя. 7. Всё: дороги, крыши домов, деревья и кусты – было покрыто недавно выпавшим снегом. Задание:

Выпишите из 1-го (для I варианта) и из 2-го (для II варианта) предложений однородные члены и те слова, к которым они относятся.

Начертите схемы расстановки знаков препинания во 2, 3, 4, 5, 6 и 7-м предложениях.

Докажите, что в 6-м (для I варианта) и в 7-м (для II варианта) предложениях есть обобщающие слова.

Дополнительный материал для учащихся, успешно справив­шихся с основным заданием:

1) Вставьте уместные союзы и знаки препинания.

Наверху кто-то стонет _ плачет (А. Чехов).

Лица собравшихся были бледны _ взволнованны (Л. Толстой).

Она могла быть _ грозна _ хитра _ молчалива _ речиста _ зла _ добра _льстива _ бойка _ въедлива (А. Фадеев).

Никто не знал _ его состояния _ его доходов (А. С. Пушкин).

Ребенок былрезов _мил (А. С. Пушкин).

Она играла очень хорошо _ немного строго _ сухо (И. Тургенев).

2) Осложненное списывание. Проставьте знаки препинания. Под­
черкните однородные члены как члены предложения.

Чтобы не заблудиться в лесах надо знать приметы. Находить приметы или создавать их очень увлекательное занятие. Приметы связаны со всем с цветом неба росой и туманом с криком птиц и яркостью звёздного света. В приметах заключено много точного знания и поэзии. Есть приметы простые и сложные. Самая простая примета это дым костра. То он подымается столбом к небу спокойно струится вверх выше самых высоких ив то стелется туманом по траве то мечется вокруг огня. И вот к прелести ночного костра и горькому запаху дыма треску сучьев перебеганию огня и пушистому белому пеплу присоединяется ещё и знание завтрашней погоды. Глядя на дым можно точно сказать будет ли завтра дождь ветер или снова, как сегодня, солнце подымется в глубокой тишине в синих прохладных туманах.

К. Паустовский

3) Задание на сообразительность.


IV . Задание на дом:

найти в словаре С. И. Ожегова толкование слов достоинство и честь. Составить предложения с этими словами.

Объясните графически странное, на первый взгляд, повторение сло­ва то в предложении Анисья Федоровна подавала Наташе то то, то дру­гое (Толстой).