Уроки № 57-58. ЗАЧЕТНЫЕ УРОКИ ПО ТЕМЕ «ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»
Цели: систематизация и обобщение полученных знаний; закрепление навыка пунктуации; контроль.
I . Устный отчет представителей трех групп класса по теоретическим вопросам.
I группа
Группы сочинительных союзов. Приведите примеры (самостоятельно подобранные) предложений с однородными членами, соединенными союзами разных групп.
II группа
Как можно различить однородные и неоднородные определения? Расскажите об условиях, при которых всегда ставится запятая между одно родными членами. Проиллюстрируйте эти условия самостоятельно подобранными примерами.
III группа
При каком условии запятая между однородными членами не ставится? Расскажите о знаках препинания в предложениях с обобщающими сло вами при однородных членах. Проиллюстрируйте примерами.
Синтаксический разбор предложений.
I группа
Черкес на корни вековые, на ветви вешает кругом свои доспехи бое вые: щит, бурку, панцирь и шелом, колчан и лук (А. С. Пушкин).
II группа
Ни музы, ни труды, ни радости досуга – ничто не заменит единственного друга (А. С. Пушкин).
III группа
Всё у него в доме: и музыка, и мебель, и кушанья, и вина – не только не могло назваться первостепенным, но даже во вторую степень не годилось (И. Тургенев).
II . Самостоятельная работа по вариантам.
I вариант – упр. 254, II вариант – упр. 257.
III . На втором уроке все выполняют задания после записи предложений под диктовку.
/. С самого раннего утра я убегаю на пруд или в ближнюю рощу. 2. Вечером степь то розовеет, то становится синей. 3. Мороз крепчал и щипал лицо и руки. 4. Птицелов должен знать не только голоса и повадки птиц, но и обладать ещё и мастерством декоратора. (К. Паустовский). 5. В комнате было шумно, и он открыл окно в сад. 6. Инициатива, смелость, чутьё, находчивость – всё это решает исход боя. 7. Всё: дороги, крыши домов, деревья и кусты – было покрыто недавно выпавшим снегом. Задание:
Выпишите из 1-го (для I варианта) и из 2-го (для II варианта) предложений однородные члены и те слова, к которым они относятся.
Начертите схемы расстановки знаков препинания во 2, 3, 4, 5, 6 и 7-м предложениях.
Докажите, что в 6-м (для I варианта) и в 7-м (для II варианта) предложениях есть обобщающие слова.
Дополнительный материал для учащихся, успешно справившихся с основным заданием:
1) Вставьте уместные союзы и знаки препинания.
Наверху кто-то стонет _ плачет (А. Чехов).
Лица собравшихся были бледны _ взволнованны (Л. Толстой).
Она могла быть _ грозна _ хитра _ молчалива _ речиста _ зла _ добра _льстива _ бойка _ въедлива (А. Фадеев).
Никто не знал _ его состояния _ его доходов (А. С. Пушкин).
Ребенок былрезов _мил (А. С. Пушкин).
Она играла очень хорошо _ немного строго _ сухо (И. Тургенев).
2) Осложненное списывание. Проставьте знаки препинания. Под
черкните однородные члены как члены предложения.
Чтобы не заблудиться в лесах надо знать приметы. Находить приметы или создавать их очень увлекательное занятие. Приметы связаны со всем с цветом неба росой и туманом с криком птиц и яркостью звёздного света. В приметах заключено много точного знания и поэзии. Есть приметы простые и сложные. Самая простая примета это дым костра. То он подымается столбом к небу спокойно струится вверх выше самых высоких ив то стелется туманом по траве то мечется вокруг огня. И вот к прелести ночного костра и горькому запаху дыма треску сучьев перебеганию огня и пушистому белому пеплу присоединяется ещё и знание завтрашней погоды. Глядя на дым можно точно сказать будет ли завтра дождь ветер или снова, как сегодня, солнце подымется в глубокой тишине в синих прохладных туманах.
К. Паустовский
3) Задание на сообразительность.
IV . Задание на дом: найти в словаре С. И. Ожегова толкование слов достоинство и честь. Составить предложения с этими словами. |
Объясните графически странное, на первый взгляд, повторение слова то в предложении Анисья Федоровна подавала Наташе то то, то другое (Толстой).