Цели: обобщить и систематизировать знания учащихся; формировать технические навыки выполнения заданий ЕГЭ.
Ход урока 1
I. Организационный момент
II. Выполнение заданий частей А и В
Учитель напоминает, что часть А включает задания, в которых 4 варианта ответа, только один из них правильный. Ответы отмечаются в бланке ответов № 1. Под номером выполняемого задания поставьте знак «х» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного ответа. Учитель подчеркивает, что в реальном ЕГЭ у каждого участника будет свой пакет заданий, не имеющий аналога с другими заданиями для учащихся, находящихся в одной аудитории.
В бланке № 1 также отмечаются ответы заданий части В. Ответ необходимо дать в виде слова, последовательности букв или цифр. Вариант 1 ЧАСТЬ А
А1. Подчеркивая многообразие, сложность и неоднородность общества, ученые характеризуют его как:
1) систему;
2) часть природы;
3) материальный мир;
4) цивилизацию.
А2. Верны ли суждения?
А. В индустриальном обществе высоко ценятся индивидуальные качества личности, поощряются инициатива и предприимчивость.
Б. В индустриальном обществе коллективные начала преобладают над частными интересами.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.
АЗ. Изучению внутреннего духовного мира человека посвящена наука:
1) этика;
2)психология;
3) философия;
4) эстетика.
А4. Все то, что создано человеком на протяжении всей его истории, называется:
1) общество;
2) культура;
3) искусство;
4) цивилизация.
А5. Искусство как элемент духовной сферы человеческого общества характеризует признак:
1) отражение действительности в образно-символической форме;
2) выполнение функции социального управления;
3) опора на веру в сверхъестественное;
4) всестороннее объяснение событий и явлений.
А6. Верны ли суждения?
А. Достижения элитарной культуры и массовой культуры не взаимодействуют друг с другом.
Б. Потребители элитарной культуры могут проявлять интерес к достижениям массовой культуры.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.
А7. Предписания снимать пальто и шляпу при посещении театра, не шуметь во время спектакля иллюстрируют социальные нормы:
1) этикета;
2) морали;
3) права;
4) традиций и обычаев.
А8. Утверждение «Если весна была полноводной, то лето будет урожайным» служит примером:
1) научного наблюдения;
2) народной приметы;
3) логического умозаключения;
4) научного закона.
А9. Элитарную культуру характеризует признак:
1) ориентация на извлечение прибыли;
2) навязывание упрощенных «версий жизни»;
3) нацеленность на социальную борьбу;
4) доступность узкому кругу знатоков.
А10. Область духовной деятельности человека, направленная на постижение закономерностей развития природы, общества и мышления, называется:
1) искусство;
2) наука;
3) религия;
4) паранаука.
All. Все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также ее результаты — это:
1) культура;
2) цивилизация;
3) духовная культура;
4) наука.
А12. Первоначальное значение слова «культура» – это:
1) создание искусственных материалов;
2) способы обработки земли;
3) правила поведения в обществе;
4) духовный мир личности.
А13. Основными функциями культуры являются:
1) регулирующая функция (регулирование поведения человека, образцы поведения и ценности);
2) образовательно-воспитательная функция (уровень культуры личности определяется приобщением к культурному наследию);
3) интегративная функция (культура сплачивает людей, обеспечивает целостность общества);
4) все перечисленные выше.
А14. Новаторство в культуре – это:
1) сохранение лучших элементов старого в культуре, приращение культурного богатства в процессе творчества, создание нового в культуре, что приобретает общественную значимость;
2) передача культурных ценностей от поколения к поколению;
3) накопление и передача неповторимых художественных произведений, научных открытий, идей;
4) возвышение искусства над политикой, наукой, моралью. А15. Мировой религией является:
1) зороастризм;
2) буддизм;
3)индуизм;
4) кришнаизм.
А16. Верны ли суждения?
А. Высокая сложность содержания и формы отличает произведения народной культуры.
Б. Идеи социального протеста часто присутствуют в произведениях элитарной культуры.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.
А17. Преемственность в развитии культуры отражает пример:
1) проектирование здания фондовой биржи;
2) создание скульптуры царя Петра I;
3) съемка фильма «Пираты Карибского моря»;
4) традиция встречи Нового года.
А18. Право на свободу совести осуществляется при выборе:
1) выпускником школы рабочей специальности;
2) религиозных или атеистических убеждений;
3) технической направленности получаемого образования;
4) профиля открываемой фирмы.
А19. Верны ли суждения?
А. Человеческую культуру называют второй (искусственной) природой.
Б. Способом решения экологических проблем современного общества является отказ от развития научных исследований.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.
А20. Новаторство в развитии культуры отражает пример:
1) прочтение классического романа;
2) изобретение персонального компьютера;
3) рождественское гадание;
4) проведение церковного обряда.
А21. Слова «триллер», «шоумен» отражают продукты, произведенные в рамках культуры:
1) массовой;
2)элитарной;
3)народной;
4)экранной.
Правильные ответы: Al-1, А2—1, АЗ-2, А4—2, А5-1, А6-2, А7-1, А8-2, А9-4, А10-2, All-1, А12-2, А13-4, А14—1, А15-2, А16-2, А17-4, А18-2, А19-1, А20-2, А21-1.