Упражнение 166.
1. Работа с текстом «Станционный смотритель» А. С. Пушкина (желательно, чтобы текст был у каждого ученика).
– Какие элементы интерьера описываются в первом отрывке?
– Каким предстает перед нами блудный сын на каждой картинке?
– Сравните описание помещения в первом и втором отрывках: что осталось прежним, а что изменилось? (Остались картинки, стол, кровать, исчезли цветы и пестрые занавески.)
– Во втором отрывке ничего не говорится о «пестрой занавеске». Как вы считаете, осталась она висеть на кровати или нет? Если да, то могла ли она остаться пестрой? Обоснуйте свой ответ.
– Как через описание обители главного героя автор раскрывает тему повести?
2. Повторное чтение.
(Учитель собирает тексты у учащихся.)
– Сейчас я прочитаю оба отрывка, а вы подумайте, как построите изложение от третьего лица.
– После чтения учитель обсуждает с учащимися последовательность изложения: вступление (предисловие), первое описание помещения, описание помещения через несколько лет, концовка.
– Подумайте, как вы будете именовать лицо, от которого будет идти рассказ? (Рассказчик, повествователь и т. д.)
3. Заключительное чтение отрывка.
4. Самостоятельная работа учащихся (написание изложения).