Уроки 41-42. Развитие речи. Выборочное изложение
Цели: закрепить навыки правописания причастий; закрепить пунктуационные навыки; развивать навыки письменного изложе ния текста.
Методические приемы: выразительное чтение, беседа по вопро сам, работа с планом, пояснения учителя, самостоятельная работа.
Ход уроков
I . Чтение и анализ нескольких творческих работ
II . Работа с текстом
1. Пояснения учителя.
Выборочное изложение предполагает пересказ не всего текста, а лишь той его части, которая касается избранной вами темы. Пере сказ должен идти от третьего лица. Поэтому выберем для изложения только описания героев рассказа Шолохова, их портреты. Вспом ните, как вы описывали портрет известного вам человека.
Чтобы облегчить работу, при чтении текста постарайтесь мыс ленно представить себе героев, нарисовать их в своем воображении. Тогда вам останется лишь перенести то, что стоит перед вашим мысленным взором, на бумагу.
Выразительное чтение полного текста.
Беседа по вопросам.
О чем, по-вашему, говорят портреты героев фрагмента? По каким признакам вы это установили? (Учитель кратко зна комит учеников с содержанием рассказа «Судьба человека», называет имена героев: Андрей Соколов, Ваня.)
Определите тип речи текста. (Повествование с описанием.)
Определите стиль текста. (Художественный с элементами разговорного — в диалогах.)
; – Какова композиция текста?
– Какими художественными приемами пользуется автор? (Эпи теты: устало, сутуловатый, приглушенно, неизбывной смерт ной тоской и др., сравнения: светлыми, как небушко глазами; глаза, словно присыпанные пеплом; слова с уменьшительно- ласкательными суффиксами: небушко, баском, сынок, ручон ку; риторические вопросы: Видали вы когда-нибудь глаза…;
диалоги, авторские вводные слова: на мой взгляд и т. д.)
Выборочный пересказ на одну из тем: «Портрет мальчика и мужчины», «Отец». «Сын».
Обсуждение заглавия выборочного изложения.
Обсуждение планов (в обсуждении участвуют все, независимо от выбранной темы).
Задание: найти во фрагменте рассказа М.А. Шолохова при частия, дать их характеристику.
III . Выборочное изложение
Домашнее задание
Повторить § 9-22.