Уроки № 40-41. КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ И ЕГО АНАЛИЗ
Цель: проверка знаний учащихся.
I . Чтение текста (диктант).
Об этом солдате в Вене рассказывали удивительные истории. Всюду нахо дились очевидцы его подвигов. Верхом на лошади нельзя воевать в городе, а он воевал.
В одном месте уничтожил гранатой вражеский пулемёт, в другом – захватил в плен группу фашистов, в третьем – помог сражавшимся бойцам и оглушил при кладом несколько немцев, Но однажды подстрелили его лошадь, и ему пришлось ползком добираться до командного пункта. Здесь его встретил капитан и приказал: «Ползи сюда быстрее, а теперь вставай. Здесь уже безопасно».
Солдат приподнялся на колени, и тогда стало видно, что он без сапог, а из- под тряпки предательски виднелся грязный бинт. Теперь все поняли, почему солдат воевал верхом. Ему помогли сесть на скамью, начали расспрашивать. Паренек по дорвался на мине, и ему оторвало часть ступни. На найденной где-то лошади он удрал из госпиталя. «Да ведь тебя могли убить на твоей лошади», – сказали ему. «Я не думал о смерти. Нельзя лежать на койке в такое время», – ответил он.
Пришлось все-таки пареньку отправиться в госпиталь, но за боевые подвиги его представили к награде {По Г. Хлопову).
II . Грамматическое задание по вариантам.
I вариант
Выписать неопределенно-личные предложения (части сложных предложений выписываются как самостоятельные).
Синтаксический разбор первого предложения.
II вариант
Выписать безличные предложения.
Синтаксический разбор второго предложения