Уроки 4–5
Гавриил Романович Державин.
Краткая характеристика творчества поэта
Цели: дать краткую характеристику творчества Г. Р. Державина, поэта выдающегося, с независимыми взглядами и суждениями, смелого и решительного; помочь учащимся почувствовать новаторский характер лирики поэта; раскрыть взгляды Державина на роль поэта и поэзии в жизни общества.
Ход уроков
Эпиграф к уроку:
Ум и сердце человечье
Были гением моим.
Г. Р. Державин. Признание
I. Опрос по домашнему заданию. (См. вопросы в предыдущем плане.)
II. Вступительное слово учителя о Г. Р. Державине.
Эти слова принадлежат замечательному поэту конца XVIII – начала XIX века Гавриилу Романовичу Державину (1743–1816). В его характере, жизни и творчестве как в зеркале отразилась противоречивая эпоха конца XVIII–начала XIX века.
Выходец из дворян, рано потерявший отца, Державин прошел трудную «школу жизни». Начал свою службу в Преображенском полку в Петербурге простым солдатом, а закончил ее личным секретарем Екатерины II и министром юстиции.
Он всего достиг самостоятельно, без чьих-либо протекции и покровительства. Всю жизнь старался «восполнить недостатки образования». (Сначала учился в училище г. Оренбурга, затем – в Казанской гимназии, которую так и не окончил, так как ушел служить в Преображенский полк солдатом.) «В сей-то академии нужд и терпения научился я и образовал себя», – писал он впоследствии.
Далее уже на государственной службе Державин познакомился и подружился с писателем-сатириком В. Капнистом, автором пьесы «Ябеда». А поэт, музыкант и живописец Николай Львов стал верным другом его на всю жизнь.
Человек прямой, честный и открытый, с сильно развитым чувством собственного достоинства, Державин часто вызывал нападки со стороны своих начальников. Иногда Н. Львов помогал улаживать конфликты, которые постоянно преследовали Державина.
Прослужив несколько лет на гражданской службе под начальством князя А. А. Вяземского, Гавриил Романович вынужден был уйти в отставку.
Общественные взгляды Державина были достаточно консервативны: он был убежденным сторонником просвещенной монархии и защитником крепостного права. Но еще в ранних своих поэтических произведениях требовал от власть имущих высокого общественного сознания, гражданского подвига и справедливости.
Стихи Державин любил страстно. Сначала писал, подражая одам Ломоносова. Произведения его, часто появлявшиеся в журналах, обращали на себя внимание читателей (хотя были без подписи автора).
Одно из лучших поэтических произведений посвящено известному в то время богачу и вельможе А. И. Мещерскому, на пирах которого бывал Державин, – ода «На смерть князя Мещерского». (Фрагменты зачитать.) Но настоящая слава пришла к поэту, когда он написал оду под названием «Фелица» (1783 г.) (от лат. феликс, что значит «счастье»). Хотя ода была напечатана анонимно, авторство свое Державину пришлось открыть.
III. Выразительное чтение оды «Фелица».
IV. Беседа по вопросам:
1. Кому Державин посвятил оду?
2. С какими словами поэт обращается к Екатерине II?
3. Действительно ли Екатерина II была «идеальной» правительницей? Почему так много хвалебных слов в ее адрес?
4. Кого и как из «сильных мира» высмеял Державин? (Фаворита императрицы – всесильного Г. А. Потемкина, известного своей любовью к пышным развлечениям; графа А. Г. Орлова, большого любителя лошадей и кулачных боев; управляющего казной князя А. А. Вяземского; хозяина крепостного оркестра роговой музыки С. К. Нарышкина и других вельмож.)
5. О «Фелице» Державин написал: «Это такого рода сочинение, какого на нашем языке еще не было». Что имел в виду поэт? (Поэт имел в виду нарушение строгих правил классицизма. Юмор, элементы нравописания, реальный быт, будни, разговорно-непринужденный тон властно вторгаются в строфы державинской оды. Герои «Фелицы» приобретают «черты живых людей, одическое «пение» перебивается сатирическим смехом. Впервые в русской поэзии налицо то «необыкновенное соединение самых высоких слов с самыми низкими и простыми», которые Н. В. Гоголь считал главной особенностью поэтического стиля Державина. Все это свидетельствовало об «эволюции жанра оды», о разрушении всей «художественной системы классицизма» [15, с. 102–103].)
6. Докажите, что ода «Вельможа» (1794) имела для Державина программный характер. (В произведении – смелое «скрещение» высокого слога с просторечными словами. Автор дал контрастное изображение идеального вельможи и вельможи, позорящего свое звание. Особенно это видно в знаменитых строках:
Осел останется ослом,
Хотя осыпь его звездами;
Где должно действовать умом,
Он только хлопает ушами.)
7. Каким, по мнению Державина, должен быть государственный деятель? (Ода «Властителям и судиям».)
V. Знакомство со стихотворениями «На взятие Измаила», «На переход Альпийских гор», «Снигирь», «На победы в Италии» (по выбору).
Вопросы:
1. Какова главная мысль державинских стихотворений? (Автор отражает героику своего времени, блестящие победы русского оружия.)
2. О каких русских полководцах идет речь в прочитанных произведениях? (И сам поэт, и многие его выдающиеся современники «оживают» для нас. Державин прославляет русских полководцев – Н. В. Репнина, П. А. Румянцева, А. В. Суворова. Поэт оплакивает не только Суворова – полководца, но и Суворова – реального человека, разделяющего с солдатами все тяготы походной жизни, – ода «Снигирь».)
3. Что больше всего ценил Державин в русском народе? (Русский народ, русский солдат – главный герой его победно-патриотических од. В человеке Державин больше всего ценил величие гражданского и патриотического подвига.)
VI. Знакомство со стихотворением «Памятник» (1796).
Стихотворение «Памятник» – вольное переложение оды древнеримского поэта Горация.
В чем видит Г. Р. Державин свою заслугу перед Отечеством, перед русским народом?
Автор размышляет (в стихотворении, написанном за несколько дней до смерти) о воздействии поэтического слова на современников и потомков, о праве поэта на любовь сограждан, на бессмертие. Бессмертие, по мысли Державина, дано не царям, а поэтам. Провозглашая свое право на историческое бессмертие, Державин поясняет:
…первым я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о боге
И истину царям с улыбкой говорить.
Домашнее задание.
Индивидуальные задания по творчеству В. А. Жуковского (по группам):
1-я группа. Формирование личности Жуковского.
2-я группа. Выразительно прочитать одну из элегий Жуковского, дать краткий анализ («Майское утро», «Сельское кладбище», «Вечер»).
3-я группа. Сообщение о ранее изученной балладе «Светлана», выразительное чтение отрывка.
4-я группа. Романтическое стихотворение (по выбору учащихся) прочитать, дать краткий анализ.