Уроки 38–39 Н. В. ГОГОЛЬ. «ШИНЕЛЬ». ЧЕЛОВЕК, ЛИЦО, ВЕщЬ
Цели уроков:
1. Познакомить учащихся с повестью Н. В. Гоголя «Шинель».
2. Определить тему и идею произведения.
3. Раскрыть художественное новаторство Н. В. Гоголя в развитии темы «маленького человека».
Ход уроков
(На доске записаны тема урока и два высказывания в качестве эпиграфов: «Он проповедовал любовь враждебным словом отрицанья» Н. А. Некрасова, «Все мы вышли из “Шинели” Гоголя» Ф. М. Достоевского.)
I. Изучение нового материала.
В комедии «Ревизор» Н. В. Гоголь дал яркую характеристику провинциального чиновничества. «Столичная штучка» Хлестаков смеется над всеми.
А как обстоят дела в столице?
В 1842 году в третьем томе сочинений Гоголь собрал целый цикл «петербургских повестей»: здесь и знакомые нам «Портрет», «Невский проспект», здесь же небольшая повесть «Шинель».
Говорят… впрочем, что говорят, перескажет нам… (называет имя учащегося).
(Заранее подготовленная ученица пересказывает отрывок из воспоминаний Анненского, что в Петербурге ходил анекдот о мелком чиновнике, страстном любителе охоты, который долго копил деньги на хорошее ружье, отказывая себе во всем, купил его и сразу же отправился на охоту. Но ветвями тростника ружье стащило с лодки, и оно утонуло. Бедный чиновник, вернувшись домой, слег в жестокой горячке. Сослуживцы пожалели товарища, собрали деньги и купили бедняге новое ружье.)
– Мы можем предположить, что Гоголь взял за основу своей повести этот случай?
– О чем повесть «Шинель»?
– К какому социальному слою отнесли бы вы Акакия Акакиевича Башмачкина?
– Значит, Гоголь обратился к теме «маленького человека». Он первый это сделал?
– Кого у Пушкина мы рассматривали как «маленького человека»?
– По какому признаку мы отнесли Самсона Вырина к «маленьким людям»?
– Почему Евгения из «Медного всадника» мы тоже называли «маленьким человеком», ведь он дворянин?
И вот теперь гоголевский герой – «один чиновник» из «одного департамента».
– Как вы расцениваете эту первую фразу, о чем хотел сказать Гоголь?
Повесть небольшая, но многозначная.
Возьмем первую проблему – государство и человек; такой аспект уже рассматривал А. С. Пушкин.
– Представлено ли в повести государство? Кем или чем? (Чиновниками и самим Петербургом как столицей государства.)
II. Работа с учебником.
– Найдите описание столичного города в повести «Шинель».
– Какой вывод можно сделать? (Петербург показан контрастно: город богатых и бедных.)
– Чем подчеркивается богатство и величие столицы: богатой архитектурой, замечательными парками, красивым убранством фасадов домов, широкими и чистыми проспектами или чем другим? (Витринами магазинов, где выставлены вещи, одеждой прохожих – опять вещи.)
– Это описание Петербурга совпадает с пушкинским?
– Может быть, власть занята важными государственными делами, и ей недосуг заниматься городом? Кто самый высокий чин в повести? Чем он занят? Чем занят Акакий Акакиевич?
– «Значительное лицо» – личность? Почему Гоголь подчеркнуто называет его «значительное лицо» – что стоит за словом «лицо»?
Делаем вывод: описание столицы подчеркивает контрастность состояния государства; рассказ о разного уровня чиновниках выражает горькую мысль писателя о никчемности и пошлости государственной власти – все заняты своими делишками, никто не думает ни о порядке в государстве, ни о гражданах. Все, по мнению Гоголя, на одно лицо (как будто внешне люди!), нет во власти индивидуальностей, нет личностей.
– Какими приемами рисует Гоголь эту безрадостную картину? (Антитеза, прямая типизация – «один чиновник» в значении один из всех таких же, «значительное лицо»; авторская ирония, каламбур, логический абсурд.)
III. Знакомство с повестью Н. В. Гоголя «Шинель».
Рассмотрим вторую проблему – человек.
– Акакий Акакиевич – личность?
– Расскажите о нем. Какое мнение о герое у вас сложилось?
– Он понимает свое ничтожество, унизительное положение? Просыпается ли в нем когда-нибудь личность?
– Это талантливый человек?
– Почему же его талант не востребован, не продвинул его по службе?
– Есть ли у героя заветная мечта, может быть, тайная любовь?
– С кем или с чем связана его мечта? (Опять мечта о вещи.)
– Какой горький вывод делает автор об Акакии Акакиевиче?
– Финал повести – Акакий Акакиевич поднялся до протеста против власти, против ничтожного положения человека, его протест имел положительные социальные последствия? (Нет, он искал и нашел свою шинель, добился вещи.)
– Изменилось ли что-нибудь в Петербурге и в государстве после смерти Башмачкина? В каком стиле рассказывается о привидении? (Иронично.)
– Есть ли в повести еще «маленькие люди»? (Петрович.)
– Это кто? Расскажите о нем.
– Если сравнить его с Акакием Акакиевичем, кто выигрывает? Почему?
– Почему Гоголь называет его не Гришкой – по имени, а Петровичем? (Из рода в род переходят бедность и страдания бедного человека, и нет просвета, и не вырваться из этого круга!)
А теперь посмотрите на доску.
(Открывается закрытая до этого момента часть доски с записью:
I. «Маленький человек»: Вырин, Евгений, Акакий Акакиевич Башмачкин.
II. «Маленький человек»: Вырин,
Евгений,
Акакий Акакиевич Башмачкин.)
– Какая запись вам кажется правильной?
I – все одного качества, в одном ряду.
II – все «маленькие люди», но разных видов?
– Какие видовые особенности каждого вы отметили бы?
(Вырин – внешняя бедность и высокая духовная нравственность в каноническом христианском смысле; Евгений – внешняя бедность, но внутренняя цельность: мечта о человеческом счастье, которая наполняет и греет душу; Акакий Акакиевич – внешняя бедность, но и внутренняя нищета, духовное убожество, не человек, а «существо хуже мухи».)
– Подведем ли мы черту на этом уроке под понятием «маленький человек»? Исчерпал ли себя образ?
– Обратите внимание на тему урока: человек, лицо, вещь. Как вы понимаете ее?
– Неужели все так безнадежно? Есть ли в повести какое-нибудь положительное начало? (Учащиеся, может быть, скажут: смех; это суждение следует сразу опровергнуть: ничего смешного в этой горькой и грустной повести нет.)
Положительное начало – в повествователе.
– Обратите внимание на первый эпиграф к уроку, на слова Н. А. Некрасова – вот оно, положительное начало: позиция повествователя, его горькая ирония и неприятие такого государства, таких чиновников и таких людей.
– Прочтите второй эпиграф – он стал просто афоризмом. Кто это «мы»? Мы – читатели или писатели?
Мне кажется, что Достоевский говорил о писателях – все русские писатели второй половины XIX века вышли из гоголевской натуральной школы: они подняли голос в защиту человеческой личности, уважения и к благополучному, и к нищему, к благочестивому и к преступнику. Писатели взяли на вооружение художественное мастерство Гоголя в описании пространства и человека, художественных деталей и символов, типичного и индивидуального – все это мы видим в повести «Шинель».
В заключение урока проводится тест:
1. «Шинель» – произведение:
а) романтическое,
б) сентиментальное,
в) реалистическое.
2. «Кривой глаз и рябизна по всему лицу» – это о ком:
а) об Акакии Акакиевиче,
б) о Петровиче,
в) о «значительном лице».
3. Акакий Акакиевич служил в департаменте:
а) иностранных дел,
б) просвещения,
в) в одном…
4. Имя Акакий Акакиевич получил:
а) по святцам,
б) кума настояла,
в) матушка дала.
5. «Значительное лицо»:
а) титулярный советник,
б) генерал,
в) тайный советник.
6. Имя «значительного лица»:
а) Григорий Петрович,
б) Иван Иванович Ерошкин,
в) не то Иван Абрамович, не то Степан Варламович.
7. Акакий Акакиевич:
а) был равнодушен к работе,
б) старался работать, чтобы не выгнали,
в) служил с любовью, с наслаждением.
8. Акакий Акакиевич:
а) положительный герой,
б) отрицательный герой,
в) противоречивый характер.
9. Повествователь:
а) проявляется как «я»,
б) не чувствуется,
в) его позиция выражена пафосом произведения.
10. Пейзаж:
а) играет важную роль,
б) не играет особой роли,
в) его здесь нет.
11. «Маленький человек» Гоголя:
а) ничтожное существо,
б) личность, временно задавленная обстоятельствами,
в) человек, замкнутый в своем богатом духовном мире.
12. Шинель:
а) художественная деталь,
б) символ,
в) образ.
13. Носителем положительного начала является:
а) образ Петербурга,
б) повествователь,
в) здесь нет положительного начала.
14. Повесть «Шинель»:
а) фантастическая,
б) жизнеподобная,
в) романтическая.
15. Акакий Акакиевич – это:
а) типичный национальный характер,
б) лишний человек,
в) «крик ужаса и стыда, который издает человек, опустившийся под влиянием пошлой жизни, когда вдруг увидит в зеркале свое оскотинившееся лицо» (Герцен).
16. Акакий Акакиевич:
а) синонимичен пушкинскому «маленькому человеку»,
б) это другой вид,
в) его нельзя отнести к маленьким людям.
17. В заглавии повести выражена:
а) тема,
б) идея,
в) заглавие с темой и идеей не связано.
18. Главный вывод автора:
а) «маленький человек» достоин уважения,
б) он продукт бесчеловечного государства,
в) он сам виноват в своей «малости».
Код: 1–в, 2–б, 3–в, 4–в, 5–б, 6–в, 7–в, 8–б, 9–в, 10–а,
11–а, 12–б, 13–б, 14–б, 15–в, 16–б, 17–б, 18–б, в.
IV. Домашнее задание: образ повествователя в повести «Шинель»; 1-й вариант – план, 2-й вариант – устный ответ.