Уроки 37-38. Практическая работа «Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква и в отглагольных при

0
775
программирование

Уроки 37-38. Практическая работа «Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква и в отглагольных прилагательных»

Цели: закрепить навыки правописания нн в суффиксах стра­ дательных причастий прошедшего времени и в прилагательных, I . закрепить; пунктуационные навыки.

Методические приемы: синтаксический разбор, тест, конст­ руирование предложений, словарная работа.

Ход уроков

I . Лингвистическая разминка

Синтаксический разбор предложения, характеристика причас тий, объяснение орфограмм и пунктограмм:

Всё это: развешанное бельё, лестницы с выщербленными ступе­ нями, какие-то деревянные подпорки, крыши, тысячи громоздящихся друг на друга домов – было невероятно живописно. (В. Некрасов.)

Комментарий (учитель помогает определить основу).

Предложение простое, повествовательное, невосклицательное, распространенное, осложнено однородными членами с обобщающим словом. Грамматическая основа- Всёэто. ..бельё, лестницы, подпор­ ки, крыши, тысячи домов было живописно. Однородные подлежащие стоят при обобщающем слове, выражены местоимениями, именами существительными, словосочетанием с числительным. Сказуемое выражено кратким прилагательным с вспомогательным глаголом.

Определения выражены неопределенным местоимением (ка­ кие-то), прилагательным (деревянные), причастием (развешанное), словосочетанием с причастием (с выщербленными ступенями), при­ частным оборотом (громоздящихся друг на друга). Кроме того, есть обстоятельство, выражающее степень: живописно (как? в какой степени?) невероятно.

Характеристика причастий:

развешанное – полное страдательное причастие прошедшего времени, образованное от глагола развешать,

выщербленными – полное страдательное причастие прошед­ шего времени, образованное от глагола выщербить, громоздящих ся -действительное причастие настоящего времени, образованное от глагола громоздиться.

II . Проверка домашнего задания

1 . Беседа по вопросам.

Как различить страдательные причастия прошедшего време­ ни от отглагольных прилагательных?

От каких глаголов образованы полные страдательные при­ частия прошедшего времени?

2. Упражнение 115: проверка «по цепочке».
Комментарий. Страдательное причастие не образуется от гла­ гола идти, т. к. это глагол непереходный..

III . Тест (действительные и страдательные причастия,
отглагольные прилагательные)

Учитель предлагает выполнить проверочный тест (см. прило­ жение 4).

Ключи к тесту:

Вариант 1: 1) в; 2) г; 3) б; 4) а; 5) б; 6) б, г; 7) а, б, г. Вариант 2: 1) б; 2) б; 3) в; 4) а; 5) г; 6) б, г; 7) б, в.

IV . Словарная работа

Выписать в словарик слова, помещенные в рамке на с. 58, со­ ставить с любыми из трех слов предложения:

медленный, желанный, священный, нечаянный, невиданный, неслыханный, нежданный.

V. Выполнение упражнений

Упражнение 116: по вариантам, с последующей взаимопро­ веркой.

Упражнение 117: комментированное письмо.

Упражнение 121: устно.

Упражнения 118, 119: самостоятельная работа. Домашнее задание

1- § 21.

2. Упражнение 120.