Уроки 31–32 ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ Д. РОДАРИ «ВСЕМИРНЫЙ ХОРОВОД» (карандаш, гуашь)

0
619

Цели: расширять представления учащихся о композиции в изобразительном искусстве, запас наблюдений и впечатлений от красоты окружающей действительности; развивать зрительную память, наблюдательность и внимание; воспитывать интерес к изобразительному искусству.

Оборудование:

Изобразительный ряд: репродукции картин художников В. Перова, В. Сурикова, И. Репина, Ф. Решетникова и др.; образец педагогического рисунка «Всемирный хоровод» (карандаш, гуашь).

Литературный ряд: стихотворения Р. Гамзатова, «Всемирный хоровод» Д. Родари.

Ход уроков

I. Организация класса.

1. Приветствие учащихся.

2. Проверка готовности к уроку.

3. Подготовка красок к работе.

II. Постановка темы урока.

Учитель. Сейчас я прочитаю стихотворение, а вы подумаете, почему так сказал поэт:

Ты счастлив тем,

что многие года

Живешь спокойно, с бурями

не споря,

Друзей не знаешь,

радости и горя.

Но если даже прожил

ты сто лет

И голова, как мудрость,

поседела,

Тебе при людях говорю

я смело,

Что не родился ты еще

на свет.

Р. Гамзатов

 Каков смысл этого стихотворения?

Верно, мы живем среди людей и не можем быть равнодушными к тому, что происходит вокруг нас. Сегодня тема урока – «Счастливое детство».

III. Актуализация знаний учащихся.

Учитель. Художники всех времен и народов всегда искренно, заинтересованно и ответственно относились к теме «Счастливое детство». Это самая хрупкая и быстротечная пора человеческой жизни. Художники и поэты вносили в свои произведения на эту тему социальные проблемы и романтику, определенное символическое звучание.

IV. Вводная беседа.

Слово учителя. Хорошо, когда есть друзья и товарищи. С ними чувствуешь себя увереннее. Ведь общими силами можно совершить любое, самое трудное дело.

Таким друзьям на свете

Не страшно ничего:

Один за всех в ответе

И все за одного!

Так поется в знаменитой песне на слова С. В. Михалкова.

Однажды вы заболели и не пошли в школу. Прошло несколько дней, вы заскучали, вам стало одиноко, грустно. И очень захотелось повидать друзей. И это понятно: ни один человек не может жить без людей. А как вы были счастливы, когда ребята пришли навестить вас!

С друзьями нас связывают общие дела. В нашей стране люди потому и называют друг друга друзьями, что делают общее дело, заботятся о благе нашей Родины. Друзьями мы называем и зарубежных детей.

 Как живут дети земного шара?

 Что вы знаете о братстве всех ребят земного шара, об их дружбе и взаимной выручке?

Друг – это человек, с которым у вас общие интересы, стремления, вкусы. От него нет никаких тайн. Он ничего не пожалеет для друга. Он всегда поймет. Если у вас есть такой друг – дорожите им, не ссорьтесь по пустякам и всегда будьте готовы прийти ему на помощь.

Верность – великий закон дружбы.

В наш век – век научно-технического прогресса – роль искусства не уменьшается, а возрастает. Сегодня существует военная угроза миру, всему живому на Земле. Искусство же учит ценить уникальность человеческой личности, оно учит состраданию, сопереживанию, искренности, сердечности.

И сегодня искусство на службе мира и дружбы народов. Люди разных стран стремятся лучше узнать друг друга, и неоценимую помощь в этом им оказывает искусство. Не случайно выстраиваются длинные очереди на свидание с «Джокондой» в Москве или на выставках сокровищ Эрмитажа в Париже и Нью-Йорке.

Но искусство не исчерпывается зрительским восторгом. Оно взывает к нашей совести, побуждает задуматься, как мы живем, как поступаем. В этом его нравственное значение. И художник должен быть человеком беспокойным, пытливым, отзываться на чужую боль и разделять радость других. Он всегда видит свое предназначение в том, чтобы зажигать сердца правдой, верой, любовью, состраданием. Искусство – это память народа. Оно связывает времена в нашем сознании, выстраивает наше прошлое, делает тебя соучастником событий и давно минувших, и нынешних.

Когда я была маленькой, одной из моих любимых книжек была сказка «Золотой ключик, или Приключения Буратино» замечательного нашего писателя Алексея Николаевича Толстого. Уверена, что и вы любите веселую, остроумную и поучительную книгу о деревянном человечке Буратино.

Вы, наверное, знаете, что сказка А. Н. Толстого была написана по мотивам другой увлекательной книги – сказочной повести итальянского писателя Карло Коллоди «Приключения Пиноккио» (1881–1883). В Италии этой книгой зачитывались все от мала до велика. Она и по сей день остается самой популярной среди детских книг.

Джанни Родари помнил «Приключения Пиноккио» почти наизусть. На своих уроках – а он работал в молодости учителем начальных классов – пересказывал своим шумным, непоседливым ученикам целые главы из этой книги. И класс мгновенно затихал. Но вот часто приходилось сочинять и свои эпизоды, а заодно и стихи, которых в сказке Коллоди не было вовсе.

Он написал добрые, живые книги, по-детски веселые и лукавые, наделенные фантазией. И я верю – вы полюбите творчество этого замечательного итальянского сказочника, по праву завоевавшего любовь ребят всей нашей планеты.

V. Анализ произведений изобразительного искусства.

В русской живописи есть много произведений искусства, связанных с темой детства, материнства, семьи, жизни и судьбы подростка в реальном мире.

Начнем с глубины веков. Емким символом материнства и защиты детства можно назвать икону XII века «Богоматерь Владимирская». Многие художники XIX века создавали жанровые картины на темы трудного детства и отрочества в различных социальных и исторических ситуациях: это «Тройка» В. Перова, «Меншиков в Берёзове» В. Сурикова, «У дверей школы» Н. Богданова-Бельского.

В XIX веке широкое распространение получил детский портрет, все чаще стали появляться трогательные, полные очарования и светлых надежд детские и юношеские образы. К таким работам относятся «Портрет сына» (1818) В. Тропинина, «Три детские головки» П. Соколова, «Портрет Нади» И. Репина, «Портрет внука» Н. Ге, «Девочка с персиками» В. Серова. А также скульптурные образы: «Молодой скульптор» Ф. Каменского, «Мать, обучающая дочь грамоте» С. Чижова, «Дети» П. Трубецкого.

В живописи XX века полотна на тему счастливого детства были весьма разнообразны: по-домашнему интимные, как в картине З. Серебряковой, представляющей детей за обеденным столом, по-фольклорному сюжетны, как в многофигурной композиции Е. Чистяковой «Слушают гусли». Посмотрите, как раскрывается эта тема в картине М. Нестерова «Видение отроку Варфоломею» (1889–1890). Все в этой работе окрашено особой духовностью. Многие работы русских художников воспевали счастливое детство, учебу, отдых, досуг школьников. Среди них: «Портрет дочери с глобусом» К. Петрова-Водкина, «На юге» А. Дейнеки, «Сказки Пушкина» Н. Жукова, «Опять двойка» Ф. Решетникова. Сюда же можно отнести и символическую статую воина-освободителя, выполненную скульптором Евгением Вучетичем.

Целесообразно рассмотреть одну из имеющихся в наличии картин или репродукции картин вышеназванных художников.

VI. Работа над новым материалом.

Учитель. Определите, из какого литературного произведения я зачитаю отрывок. (Д. Родари. «Всемирный хоровод».)

Всемирный хоровод.

Стихи для ребят

Всех народов и стран:

Для абиссинцев

И англичан;

Для итальянских детей

И для русских,

Шведских,

Турецких,

Немецких

Французских,

Негров, чья родина

Африки берег;

Для краснокожих

Обеих Америк;

Для желтокожих,

Которым вставать

Надо,

Когда мы ложимся в кровать;

Для эскимосов,

Что в стужу и снег

Лезут

В мешок меховой

На ночлег;

Для детворы

Из тропических стран,

Где на деревьях

Не счесть обезьян;

Для ребятишек

Одетых и голых –

Тех, что живут

В городах или селах…

Весь этот шумный,

Задорный народ

Пусть соберется

В один хоровод.

Север планеты

Пусть встретится с Югом,

Запад –

С Востоком,

А дети –

Друг с другом!

 Как вы считаете, в чем заключается смысл этого стихотворения?

 Почему стихотворение так называется?

 Кто участвует в этом веселом хороводе?

 Какое настроение возникает при чтении этого стихотворения?

Верно, хочется танцевать под строчки этого произведения.

 Что вы знаете о жизни детей из других стран?

 Как вы представляете себе учебу в школах на других материках Земли?

Главное, вы должны понять, что дружба людей – это основа мира на Земле, что она не знает границ.

Сегодня мы будем стремиться дополнить своими рисунками литературное произведение, то есть создавать иллюстрации. Слово «иллюстрация» обозначает дополнительное освещение, изображение, поясняющее или дополняющее текст. Она обусловлена содержанием книги и участвует в общем художественном оформлении произведения.

Расцвет русской книжной иллюстрации начался еще в начале XIX века. Иллюстрация обогащает книгу и помогает читателю глубже постичь идеи автора. Художник, взявшийся иллюстрировать литературное произведение, стремится понять и развить по-своему проблемы, поднятые в нем, помочь их восприятию читателем, усилить его сопереживания с автором. Он должен как можно глубже проникнуть в суть произведения, почувствовать его стиль и время. Но художник не должен превращаться в писателя. Он должен остаться самим собой, внести свой вклад в толкование творения литературы. Работа над иллюстрацией – это творческая работа, где художник должен показать свое знание и понимание иллюстрируемого произведения, способность рисовать «от себя».

Иллюстрирование литературного произведения – трудная, но очень интересная работа. Она требует углубленного, творческого прочтения произведения.

Успех иллюстрации зависит не только от мастерства иллюстратора, но и от выбора им в произведении сюжетов для своих рисунков, его толкования этих сюжетов. В иллюстрации всегда отражается отношение художника к описываемым событиям и героям.

Выбор сюжета.

Ребята, вы можете нарисовать различные композиции, но в них обязательно должен присутствовать человек – ребенок. Основным сюжетом может быть, например, такой: ребята в национальных костюмах, взявшись за руки, идут на демонстрацию, танцуют в веселом хороводе. Можно изобразить символически земной шар и стоящих на нем ребят из различных стран мира.

Надо выделять крупным планом, подчеркивать ярким, красочным цветом наиболее интересное, впечатляющее в сюжете.

Я выполню рисунок на следующие строчки стихотворения:

Весь этот шумный,

Задорный народ

Пусть соберется

В один хоровод…

И нарисую русскую девочку в центре сцены, по сторонам, рядом с ней будут стоять мальчик-украинец и мальчик-грузин. А фоном будет служить декорация с изображением восходящего солнца.

Большое значение имеет сопереживание своим героям, персонажам композиции. Если оно не проявится, рисунок получится невыразительным, лишенным жизненности, одухотворенности. Поэтому с самого начала надо хорошо представить изображаемый сюжет зрительно, представить чувства и переживания героев.

Для этого вспомните свои накопленные наблюдения и переживания, впечатления.

VII. Педагогический рисунок.

1-й урок. Работа карандашом.

Учитель. Выразительность картины достигается тем, что художник так умело размещает на полотне людей и окружающие их предметы, что зрителю становится понятна главная мысль его произведения. Это и есть искусство композиции. Само слово происходит от латинского «compositio» и означает «сочинение» или «составление».

Композиция важна и в портрете, и в натюрморте, и в пейзаже.

Обычно в картине существует некий центр, в котором происходит основное действие и где находятся ее главные герои. Художники обычно предпочитают помещать своих главных действующих лиц в самой середине холста, подчеркивая этим их важную роль в картине. Но могут быть и другие композиции.

Для достижения цельности композиции следует выделить центр внимания, главное и отказаться от второстепенных деталей, приглушить отвлекающие контрасты. Композиционной цельности можно добиться, объединив светом, тоном или колоритом все части произведения. Помните: самое главное в композиции надо выделять размером или цветом.

1. Располагаю лист по горизонтали. Провожу линию горизонта. Определяю место, занимаемое на бумаге каждым из троих детей, которых я нарисую.

2. Намечаю размеры и пропорции каждого из ребят. Рисую схематично фигуру человека. Голову рисую в форме прямоугольника. Схематично намечаю движение каждого из участников. В центре будет девочка в сарафане, поэтому сразу выполняю длинное платье. По бокам от девочки стоят два мальчика. Условно изображу их руки и ноги.

3. Уточняю размер и пропорции каждого из трех героев. Изображение выбрала таким образом, чтобы ребята были нарисованы в центре композиции, крупно. То есть весь смысл работы заложен в этих героях. Выполняю костюмы героев. У девочки костюм – русский сарафан и кокошник. У одного из мальчиков – украинские рубашка и шаровары, на голове – папаха. У другого мальчика – облегающие штаны и грузинское платье, на голове – накидка.

4. Детально прорисовываю одежду, черты лица каждого из участников композиции. Рисую декорацию – восходящее солнце на заднем фоне. Рисунок закончен (см. Приложение 1).

2-й урок. Работа гуашью.

Учитель. Подберу цвета на палитре для своей композиции. Так как работа будет яркая, то лучше выполнить ее гуашью – легче передать состояние праздника. Композицию надо выполнять в определенной гамме цветов – колорите. Я выбираю теплый колорит. Поэтому в моей работе будет много желтого, красного, коричневого.

1. Выполню фон – солнце, используя несколько оттенков желтого цвета. Чтобы получить оттенки желтого цвета, добавляю в основной – желтый – цвет чуть оранжевого или цвета охры.

2. Теперь закончу оформление фона – выполню пол сцены, где нарисованы мои герои светло-коричневым цветом. Чем ближе к нам край сцены, тем она должна быть светлее и ярче. Для этого в коричневый цвет добавлю чуть желтого.

3. Теперь начинаю работу над участниками хоровода. Чтобы не использовать черный цвет, возьму вместо него темно-коричневый. Этим цветом выполню папаху у украинца и костюм у грузина, обувь у девочки и мальчика-украинца. Для сарафана девочки возьму красный цвет, яркость которого сделает эту героиню центром всей композиции. Для шаровар подойдет сложный цвет, для него зеленый смешаю с небольшим количеством коричневого, таким образом, я сделаю более приглушенный оттенок.

4. Теперь работаю тонкой кистью над детальной пропиской каждого из героев. Для придачи объема по контуру каждого костюма прохожу коричневой краской, смешанной на палитре с основным цветом. Прорисовываю черты лица каждого из героев. Ввожу дополнительные оттенки для выполнения белой рубашки у мальчика-украинца и кофточки у девочки, ими будут цвет охры, голубой и светло-коричневый. Темно-синий цвет смешаю с коричневым и этим цветом проработаю детали на костюме у мальчика-грузина. Сарафан девочки украшу узором из геометрических элементов, выполненных синим светом, с добавлением красного цвета. Этим же оттенком выполняю кушак у мальчика-украинца.

Таким образом, вы видите, что я не только выдержала всю работу в едином колорите, но и окраску всех деталей костюмов, все предметы старалась связать между собой по цвету.

 Как этого я добилась?

Верно, в окраску каждой детали костюмов я старалась ввести цвет, который является основным для выполнения другой детали. Рисунок закончен (см. Приложение 2).

VIII. Самостоятельная работа учащихся.

Ученики выполняют работу.

IX. Итог уроков.

1. Выставка работ учащихся.

Учитель. А сейчас перед вами ребята продемонстрируют лучшие работы. Эти работы отличаются тем, что здесь интересно разработаны композиции, грамотно переданы пропорции фигур детей.

2. Обобщение изученного материала.

 С творчеством какого художника вы сегодня познакомились?

 Что нового вы узнали о жизни детей в других странах?