Уроки 30-31. Социальное взаимодействие

0
107
информатика

Тот, кто думает, что может обойтись без других, сильно ошибается; но тот, кто думает, что другие не могут обойтись без него, ошибается еще больше.

Ф. Ларошфуко

Цели: познакомить с сущностью и формами социального взаимодействия; развивать умение давать оценку; воспитывать потребности в самореализации и саморазвитии личности.

Ход уроков

I. Организационный момент

С рождения человек нуждается в общении с другими людьми. Наукой установлено, что с 1,5-2-месячного возраста развитие ребенка происходит исключительно в общении со взрослыми. По мере взросления общение становится такой же потребностью, как вода и пища. Неслучайно у всех народов самым тяжелым наказанием является одиночное тюремное заключение, которое применяется как наказание за тяжкие преступления.

В 1957 г. в пустыне Туркмении был найден мальчик. Ему было пять лет, и почти все эти годы он провел в стае волков. Приговор обследовавших его врачей был суров – умственная недоразвитость. Мальчика поместили в психиатрическую больницу. Ему дали имя Джума Джумаев и начали перевоспитывать. Мальчика учили говорить, а не выть; есть руками, а не лакать из чашки; ходить, а не бегать на четвереньках. Впервые человеческое слово он произнес в 10 лет. К 15 годам Джума мог читать и писать, рассказывать о своей жизни в волчьей стае. Джума до самой своей смерти провел в психиатрической больнице, но так и остался Маугли.

– Как вы думаете, где был более счастлив Джума: в стае волков или среди людей?

II. Изучение нового материала

План

1. Социальное взаимодействие и его структура.

2. Поведение как социальная категория.

3. Основные формы социального взаимодействия.

1. Социальное взаимодействие и его структура

Социальное взаимодействие равнозначно понятию «социальное поведение». Это любое действие, поступок, акт в системе человек – человек. При этом человек выступает как представитель большой социальной группы, имеющий определенный круг прав и обязанностей; каждый из них использует социальные символы и значения в соответствии со своей социальной ролью и конкретной ситуацией. Например, один и тот же человек в разных ситуациях может быть сыном для своих родителей и отцом для своего ребенка.

(Учитель предлагает проиграть социальное взаимодействие в следующей ситуации: утро, переполненный автобус, пассажиры, кондуктор.)

2. Поведение как социальная категория

(При объяснении материала учитель акцентирует внимание учащихся на следующих выводах.)

Поведение – процесс взаимодействия человека с окружающей средой как совокупность движений, деяний и т. п.

Произвольное поведение:

• наличие целей;

• осознание возможности их достижения;

• знание способов и методов реализации целей.

Непроизвольное поведение:

• биологические рефлексы;

• не имеет сознательного плана;

• реализуется на основе неосознанных побуждений.

Социальная роль – модель поведения, ориентированная на

определенный статус.

Психосоматическая – поведение зависит от биологических потребностей,культуры человека.

Психодраматическая – поведение человека зависит от требований социального окружения.

Социальная – личность ведет себя так, как ожидают от представителя той или иной социальной категории.

Самореализация – реализация личностью своих внутренних возможностей и способностей в процессе активности (деятельность + поведение).

Основные модели самореализации:

• нигилистическая;

• карьеристская;

• потребительская.

3. Основные формы социального взаимодействия

Человек гуляет в осеннем парке, где под его ногами шуршит листва. И даже со стороны видно, как ему комфортно и уютно быть наедине с собой.

Между двумя подругами произошел резкий телефонный разговор. Одна из них закрылась в своей комнате, когда к ней заглянула сестра с напоминанием об ужине, она накричала на сестру.

– Чем эти действия отличаются друг от друга? (Во втором случае действие направлено на другого человека и вызвало его ответную реакцию.)

(Учащиеся находят определение социального воздействия в учебнике и записывают его в тетради.

Далее учитель перечисляет три основные формы взаимодействия (кооперация, конкуренция, конфликт) и просит привести соответствующие примеры. Особое внимание следует уделить анализу стихийных форм коллективных действий, особенно паники. В этом случае обязательно использовать соответствующие материалы по учебной дисциплине «Обеспечение безопасности жизнедеятельности». Самый оптимальный вариант – провести интегрированный урок «Обществознание – ОБЖ – экономика».)

III. Закрепление изученного материала

– Выскажите собственное суждение по поводу высказывания философа в контексте темы урока.

• Не бойся врагов – в худшем случае они могут тебя убить.

• Не бойся друзей – в худшем случае они могут тебя предать.

• Бойся равнодушных – они не убивают и не предают, но с их молчаливого согласия существуют предательства и войны.

– Что такое поступок и почему он возможен только при наличии свободы действий? (Поступок как социологическая категория предполагает добровольность совершения действий.)

– Молодежь – понятие не только возрастное, но и социальное. Проанализируйте поведение разных групп молодежи в социальном взаимодействии современного российского общества.

Домашнее задание

1. § 8 (Кравченко).

2. § 17 (Боголюбов).

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь