Вид деятельности: рисование с натуры.
Цели: развивать чувство композиции, умение анализировать форму, цвет и пространственное расположение предметов; совершенствовать рисунок натюрморта; ознакомить с произведениями художников П. Кончаловского и Анри Матисса; способствовать формированию эстетического отношения к произведениям искусства и действительности.
Оборудование: для учителя – натуральная постановка: овощи, фрукты (2 предмета) на каждой парте, методическая таблица (последовательность выполнения натюрморта), рисунки учащихся; для учеников – художественные принадлежности для работы красками.
Зрительный ряд: репродукции картин П. Кончаловского «Персики», «Мясо, дичь и овощи у окна»; «Сирень в корзине»; Виллема Калфа «Фрукты с бокалом на столе, покрытом ковром»; Анри Матисса «Фрукты и бронза».
Литературный ряд: загадки об овощах и фруктах.
Ход уроков
I. Организация класса.
II. Беседа о произведениях художников, изображавших натюрморт.
Рассмотрите внимательно репродукции картин.
– Что объединяет эти произведения?
– Знаком ли вам жанр искусства, к которому относятся эти работы?
– Попробуйте назвать главную идею каждого произведения. В чем видите сходство в решении этих работ? Что их отличает?
На уроке пойдет речь о натюрморте. В натюрморте обычные вещи как бы оживают и раскрываются с новой силой.
Натюрморт в переводе с французского – «мертвая природа». Этим словом называют сложный и разнообразный жанр изобразительного искусства, а также отдельное произведение, художественно воспроизводящее домашнюю утварь, музыкальные инструменты, фрукты, овощи, битую дичь и другие неодушевленные предметы.
Замечательные школы натюрморта сложились в Голландии, Франции, Испании, России. Голландские мастера выработали строгие схемы и композиционные приемы, определили правила выбора предметов и палитры красок.
Натюрморт выполняет различные функции. Например, декоративный натюрморт, запечатлевая красочность, изящество и пышность природных форм, показывая богатство и роскошь плодов земли и вод, украшает интерьер.
Символический натюрморт, изображая свечи, череп, песочные часы и другие предметы-символы, напоминает о быстротечности человеческой жизни.
Однако мир вещей, который открывается перед нами в разнообразных натюрмортах, не производит впечатления застывшего, мертвого. Напротив, многие из них привлекают нас чувством живой природы, говорят о человеке, об окружающей его среде.
Натюрморт П. Кончаловского «Персики» привлекает нас своей красотой и поэтичностью. Красота и гармония заключены уже в самой композиции натюрморта. В центре круглого стола помещена большая плетеная корзина, доверху наполненная крупными спелыми персиками. Белая миска справа ритмически уравновешивает белое пятно салфетки слева, придает композиции устойчивость.
Сочная зелень листьев красиво сочетается с пушистой золотисто-розовой поверхностью персиков и коричневым фоном. Цветовой контраст смягчает соломенная плетеная корзина. Все предметы переданы объемно. Художник с помощью красок передает красоту обыденных вещей.
А теперь обратите внимание на репродукцию картины Анри Матисса.
С первого взгляда картина Матисса производит наибольшее впечатление своими ничем не замутненными, чистыми и звонкими красками, ясностью своих форм и ритмов.
Натюрморт Матисса в отличие от «Персиков» Кончаловского решен в ярко выраженном контрасте красного, желтого, черного и белого цветов, что придает картине необыкновенную свежесть и солнечное настроение.
Мы рассмотрели художественное изображение натюрморта.
Перед вами располагаются индивидуальные композиции натюрмортов. Но прежде чем приступить к рисованию предметов натюрмортов, давайте разгадаем загадки об овощах и фруктах.
– Какие загадки об овощах и фруктах вы знаете?
Красная девица сидит в темнице, а коса на улице. (Морковь.)
Без окон, без дверей – полна горница людей. (Огурец.)
Сто одежек и все без застежек. (Капуста.)
Кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук.)
На сучках висят шары, посинели от жары. (Слива.)
Маленькая печка с красными угольками. (Гранат.)
Тема эта «вкусная» и рисовать ее приятно. Каждый овощ и фрукт имеют свою форму и окраску.
III. Самостоятельная работа.
Практическую работу вы будете выполнять в течение двух уроков.
Натюрморты состоят из двух предметов: апельсин и баклажан, огурец и яблоко, перец и виноград и другие.
Постановка предметов должна быть скомпонована так, чтобы они хорошо просматривались и сочетались по контрасту (зеленый – желтый, красный – зеленый, оранжевый – фиолетовый и т. д.).
Последовательность выполнения работы.
Слегка нажимая на карандаш, светлыми линиями намечаем контуры предметов натюрморта. Стирать линии резинкой старайтесь как можно меньше, так как бумага может разрушиться. Тонкими линиями намечаем границы тени, неровностей и блики.
На первом этапе работы краской выполним малонасыщенным цветом фон и прозрачным слоем нанесем на все части рисунка, кроме бликов. (См. Приложение 1.)
На втором этапе моделируется объемная форма предметов более насыщенным цветом. Отдельными мазками усиливается освещенность, цвет теней прозрачными, но более темными красками. (См. Приложение 2.)
На этом этапе мы закончим сегодняшний урок.
IV. Продолжение самостоятельной работы.
На сегодняшнем уроке мы приступаем к завершению рисунка, начатого на прошлом уроке.
На третьем этапе работы продолжаем моделирование формы предметов и пространства. Более насыщенным цветом подчеркиваем мазками форму и объем предметов. Усиливаем фон и тени на предметах и поверхности стола. Изображение цветовых оттенков на свету, полутени и тени.
На последнем этапе все цвета обобщаем. Выделяем какие-то части более насыщенным цветом. Выравниваем более яркие пятна, вырывающиеся из общей цветовой гаммы. Подчеркиваем резче или смягчаем контуры предметов. (См. Приложение 3.)
С помощью методической таблицы учитель напоминает распределение цвета на холодные и теплые, контрастные цвета.
Законченный рисунок сравнивается с натурной постановкой.
V. Итог уроков.
Коллективное обсуждение выполненной работы.
Анализируются и оцениваются законченные рисунки. Определяется сочетание контраста и теплого и холодного тонов.