Цели: углубить и расширить знания о структурно-семантических признаках сложноподчиненных предложений с изучаемым видом придаточных; формировать умение строить, правильно произносить, писать и употреблять их в речи.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Работа над материалом § 22 и последующая беседа по его содержанию.
1. Запись примеров и их комментариев.
2. Составление плана § 22.
III. Работа в группах.
1-я группа : упр. 107;
2-я группа : упр. 108;
3-я группа : упр. 110.
IV. Проверка (устная) выполненных упражнений.
Представитель от каждой группы комментирует задание и алгоритм решения.
V. Закрепление изученного на уроке материала.
1. Записать предложения, раскрывая скобки и ставя придаточное после определяемого слова.
1) В реке водится рыба (что протекает возле нашего села).
2) В доме живет участник Великой Отечественной войны (который стоит рядом со школой).
3) На дне лесного оврага бежал по каменистому руслу ручей (куда мы пришли).
2. Найти и исправить ошибки в построении предложений (предупреждаем, что одно и то же существительное нельзя пояснять придаточным предложением и причастным оборотом).
1) Струи фонтана, которые искрились на солнце и бившие, казалось, в самое небо, освежали воздух.
2) Огромная туча, которая медленно двигалась и покрывающая небо, заставила нас отказаться от прогулки.
3) Занятия, которые проводил с нами новый учитель физкультуры, очень интересовавшие ребят, я посещал аккуратно.
3. Выяснить, почему герою романа И. А. Гончарова «Обломов» не понравилось его письмо.
Илья Ильич сел к столу и быстро вывел:
«Милостивый государь! Квартира, которую я занимаю во втором этаже дома, в котором вы предположили произвести некоторые перестройки, вполне соответствует моему образу жизни…»
4. Объяснить, в чем А. Чехов отступает от литературных норм при употреблении придаточных определительных?
1) Вы меня извините, я человек, который работающий…
2) Я человек, который в чинах, и то живу просто.
VI. Итог урока.
Домашнее задание. § 22, упр. 112, 115.