Даже в процветающем обществе неравное положение людей остается непреходящим явлением.
Р. Дарендорф
Цели: сформировать у учащихся представления о социальной мобильности- и ее видах, закрепить знания о социальном статусе; закрепить умение работать с обучающими текстами.
Ход уроков
I. Организационный момент
II. Изучение нового материала
План
1. Виды социальной мобильности.
2. Каналы мобильности.
1. Виды социальной мобильности
Учащиеся самостоятельно читают текст учебника и заполняют следующую таблицу.
Социальная мобильность и ее виды
Социальная мобильность |
||
Вертикальная мобильность – движение вверх (социальный карьеризм) или вниз (форма деклассирования, люмпены) по социально-экономической шкале |
Горизонтальная мобильность – переход индивида из одной социальной группы в другую без изменения статуса на одном социально-экономическом статусе (профессиональный карьеризм) |
|
Собственно горизонтальная мобильность |
Географическая мобильность – перемещение из одного места в другое (мобильность при сохранении прежнего статуса) |
Вопросы для беседы:
1. Что понимается под социальной мобильностью?
2. В чем различие между горизонтальной и социальной мобильностью?
3. Приведите примеры обществ:
• с низкой социальной мобильностью;
• с высокой социальной мобильностью.
4. Перечислите виды социальной мобильности.
5. Каковы факторы групповой мобильности?
6. Каковы факторы индивидуальной мобильности?
2. Каналы мобильности
Пути и механизмы, позволяющие людям подниматься наверх, называются каналами вертикальной мобильности. Известный философ Питирим Сорокин выделил несколько таких каналов и дал их подробное описание:
• образование;
• армия или участие в военных действиях;
• фаворитизм – близость к тем, кто имеет власть и влияние;
• церковь;
• семья;
• собственность;
• удачный брак, т. е. брак с представителем более высокой социальной группы.
В современном обществе к таким каналам можно отнести участие в политических движениях и партиях, некоторые нелегальные каналы, например, организованная преступность. Значительную роль играют средства массовой информации.
(Можно предложить ученикам прочитать текст П. Сорокина «Выскочки и монархи». Учащиеся должны определить, какие социальные лифты выделяет П. Сорокин, и подобрать примеры ко всем каналам социальной мобильности. Через 10-15 минут проводится беседа, ответы учащихся уточняются и корректируются учителем.)
III. Практическая работа
Учитель предлагает выполнить познавательные задания проблемного характера.
1. Возможно ли существование абсолютно закрытых и абсолютно открытых обществ? (Примерный ответ. Абсолютно закрытые общества лишены вертикальной социальной мобильности. Абсолютно открытые общества не имеют ограничений для восхождения вверх. Таких обществ в истории не было и не может быть. Перемещение людей и групп является необходимым условием общественного развития. Если этого движения нет, в высших стратах накапливается определенная часть так называемого общественного балласта – инертных, малоспособных к продуктивной деятельности людей, обломовых и маниловых. Значительная группа энергичных, способных людей в низших стратах, не имея возможности себя реализовать, подняться по социальной лестнице, становится источником нестабильности в обществе — нигилисты базаровы объединяются с революционерами.)
2. Проанализируйте поведение известных сказочных героев: почему эти сказки популярны; какие каналы мобильности они используют.
3. Как в современном обществе действуют социальные лифты, о которых писал П. Сорокин? (Изменилось содержание образования. Более века назад главным в образовании было овладеть суммой знаний. В эпоху информационного общества главное в образовании — овладеть приемами самостоятельного получения информации и воспитать потребность в непрерывном самообразовании.)
4. В какой класс – бедный или богатый – легче войти или выйти из него?
Домашнее задание
1. § 6 (Кравченко).
2. § 20 (Боголюбов).