Цели: научить выделять в сложноподчиненных предложениях указательные слова, с помощью вопросов к ним определять синтаксическую роль придаточного предложения.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока. Работа с опорным материалом § 21.
1. Внимательное чтение материала § 21, с. 62–67.
2. Беседа по вопросам :
а) С какой целью используются указательные слова в сложноподчиненном предложении?
б) Какой частью речи являются указательные слова?
в) На что они указывают?
г) Каким образом могут расчленяться подчинительные союзы? Приведите примеры, объясните постановку запятой в таких предложениях.
3. Работа с учебником.
Рассмотрите предложения и схемы к ним на с. 64.
4. Составление аналогичных предложений , построение схем к ним и ответ на вопросы:
а) Чем прикрепляется придаточное предложение к главному?
б) На какие вопросы отвечают указательное слово и придаточное предложение?
в) Какие графические знаки показывают, что синтаксическая роль указательного слова помогает установить основное значение придаточного предложения?
5. Взаимодиктант на основе упр. 104 (согласно заданию).
6. Самостоятельная работа . Записать предложения, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания. Указать, какими частями речи являются выделенные слова. Упр. 105, с. 67.
III. Закрепление изученного.
1. Составление плана рассказа о сложноподчиненном предложении (§ 18–21).
План
1) Какое предложение называется сложноподчиненным?
2) Как построено сложноподчиненное предложение?
3) Где может находиться придаточное предложение в сложноподчиненном предложении?
4) Каковы средства связи в сложноподчиненном предложении?
5) Какова роль указательных слов в сложноподчиненном предложении?
6) Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
2. Творческие задания .
– Перестроить простые предложения в сложноподчиненные, заменяя выделенные члены придаточным предложением.
1) Учащиеся пришли в ботанический сад посмотреть на цветущий бамбук.
2) С наступлением летних каникул наша семья переехала на дачу.
3) Лось почувствовал близость опасности.
4) Несмотря на любовь к животным, мальчик пристрастился к охоте.
– Перестроить сложноподчиненные предложения в простые, заменяя придаточные второстепенными членами.
1) Туристы вынуждены были остановиться на ночлег, так как наступила ночь.
2) В летописях имеются отрывочные сведения о том, как возникли некоторые города.
IV. Итог урока.
Домашнее задание. § 21, повторить § 18–20, упр. 106. Готовиться к изложению с элементами сочинения.