Уроки 20–21
«Мой жребий пал: я лиру избираю!» (А. С. Пушкин)
(А. С. Пушкин о назначении поэзии и поэта,
мотивы смерти и бессмертия в лирике)
Цели: охарактеризовать взгляды Пушкина на задачи поэзии и поэта в жизни общества; помочь осмыслить пушкинскую идею о бессмертии человека-творца; углубить представление о философской лирике; развивать умение анализировать лирическое стихотворение.
Ход уроков
Эпиграф к уроку:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал…
А. С. Пушкин
I. Проверка домашнего задания (см. вопросы домашнего задания в предыдущем плане).
II. Вступительное слово учителя.
А. С. Пушкина интересуют «вечные» вопросы: о смысле жизни и назначении человека, о смерти и бессмертии, о любви и счастье, о добре и зле. К постижению «вечных» истин поэт идет через сомнения и заблуждения.
В стихотворении, написанном в 1828 г., поэт пытается осмыслить прожитое:
Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?..
Есть целый цикл стихотворений, в которых поставлены традиционно философские проблемы: «Дар напрасный, дар случайный…» (1828 г.), «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» (1829 г.), «Элегия» (1830 г.), «Пора, мой друг, пора…» (1835 г.), «Вновь я посетил…» (1835 г.), «Вакхическая песня» (1824 г.), «К морю» (1824 г.) и другие.
III. Выразительное чтение и анализ стихотворений.
1. «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» – размышление поэта о скоротечности времени и неизбежности смерти. Поэт приходит к мысли, что жизнь отдельного человека – это только звено в цепи между предками и потомками. Оба конца этой цепи уходят в бесконечность. Мотивы печали и грусти сочетаются в стихотворении с верой в будущее, верой в новую жизнь.
2. «Вновь я посетил…» Стихотворение создано в Михайловском в 1835 г. 25 сентября 1835 г. Пушкин писал Наталье Николаевне из Тригорского: «В Михайловском нашел я все по-старому, кроме того, что нет уже в нем няни моей и что около знакомых старых сосен поднялась во время моего отсутствия молодая сосновая семья… Но делать нечего; все кругом меня говорит, что я старею» [4]. Вот впечатления, на основе которых возникло стихотворение «Вновь я посетил…». Поэт вспомнил свое двухлетнее пребывание-изгнание в Михайловском; няню, которой уже не стало…
Скромная сельская природа стала «могучим источником поэтического вдохновения и глубокого философского прозрения» Пушкина.
Поэт размышляет о быстротечности жизни, духовной эволюции человека, о преодолении трагедии смерти человеческой памятью, о смене человеческих поколений, всеобщей связи человека и природы… о вечности бытия.
«Вновь я посетил…» – образец философской лирики, выражающей раздумья поэта о коренных вопросах жизни.
3. Чтение стихотворений (по выбору).
«К другу стихотворцу», «К Н. Я. Плюсковой», «Эхо», «Поэт», «Поэту», «Разговор книгопродавца с поэтом» и другие.
Еще в юности Пушкин задумывался над задачей, ролью и судьбой поэзии и поэта. Он прекрасно понимал, какая трудная судьба у поэта, но все равно выбрал для себя путь литературного творчества.
Пушкин никогда не писал «хвалебные оды» царям, он стремился служить своей поэзией только свободе. Это оставалось неизменным в течение всей жизни поэта.
В вольнолюбии, в защите прав человека, в народности Пушкин видел величие своего поэтического подвига. Он не просто утешал или радовал людей своим творчеством, а вел читателей за собой, вселял надежды на лучшее.
… и, обходя моря и земли,
глаголом жги сердца людей!
4. «Пророк» (1826 г.). Это стихотворение – непосредственный отклик Пушкина на разгром декабристов.
После чтения необходимо отметить слова и выражения, затрудняющие понимание стихотворения. Объяснить их значение.
Пророк – 1) провозвестник и истолкователь воли богов; 2) предсказатель будущего.
Шестикрылый серафим – персонаж в христианской мифологии – ангел, изображаемый на иконах шестикрылым.
Перст – палец руки; переносное значение – указание, мистическое предопределение.
Вещий – мудрый.
Зеница – глаз, зрачок.
Горний – находящийся в вышине; переносное значение – нравственно-возвышенный.
Десница – правая рука.
Глагол – речь, слово.
Празднословие – склонность к праздным, пустым разговорам.
Внемли – форма повелительного наклонения глагола внимать.
Виждь – форма повелительного наклонения глагола видеть.
Влачился – тащился, шел с трудом.
Беседа по вопросам:
1) С чего начинается стихотворение? Перечислите действующих лиц.
2) Какое место в произведении занимают библейские образы? Для чего они нужны Пушкину? (Для характеристики высокого назначения поэта и поэзии.)
3) Какой вы представляете встречу путника с шестикрылым серафимом?
4) Как в стихотворении показан процесс превращения человека в пророка?
5) Какие переживания лирического героя выражены в стихотворении? Как вы понимаете слова «духовной жаждою томим»? (Чувство тревоги, вызванное неудовлетворенностью прежним поэтическим творчеством, «духовной жаждою томим». Чувство ответственности перед людьми и обществом. Поэт – человек, но в то же время ему дано видеть и понимать то, что простой человек не может понять.)
6) Чем достигается торжественный тон стихотворения? (Интонацией и ритмом.)
7) Расскажите об особенностях лирической речи, о необычной лексике и синтаксисе. (Употребление церковно-славянских слов и выражений. Особая конструкция фраз, фраз-инверсий. Синтаксический параллелизм с многократным повторением союза «и». Употребление «выразительных» глаголов.)
8) В чем особенность построения стихотворения? Почему физическому преображению героя посвящена большая часть стихотворения? Как это, по-вашему, обусловлено идейным смыслом стихотворения*?
Вывод. В минуты вдохновения поэт превращается в пророка, он обладает мудростью, ему понятны законы жизни. Поэт – носитель подлинной правды, воплощение высшей справедливости.
При наличии времени можно рассказать о чтении Ф. М. Достоевским стихотворения «Пророк» (из воспоминаний С. В. Павловой, жены великого физиолога И. П. Павлова): 1880 г. Литературно-музыкальный вечер, посвященный Пушкину: «… Первым читал Тургенев, величественный человек, с красивой осанкой, с гривой седых волос над выразительным, умным лицом… По окончании гром аплодисментов и возгласы приветствовали Тургенева.
Когда все стихло, на эстраде появился маленький человек, бледного, болезненного вида, с мутными глазами, и начал слабым, едва слышным голосом чтение.
«Пропал бедный Достоевский!» – подумала я.
Но что случилось? Вдруг я услышала громкий голос и, взглянув на эстраду, увидала «пророка»! Лицо Достоевского совершенно преобразилось. Глаза метали молнии, которые жгли сердца людей, а лицо блистало вдохновенной, высшей силой!
По окончании чтения началось настоящее столпотворение. Публика кричала, стучала, ломала стулья и в бешеном сумасшествии вызывала: «Достоевский!» [4, с. 52].
5. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»… («Памятник», 1936 г.) – стихотворение-итог творческого пути Пушкина, его поэтическое завещание.
Стихотворение близко к одноименному произведению Державина, который в свою очередь в качестве образца взял оду римского поэта Горация, жившего в I веке до нашей эры.
Объяснение отдельных слов и выражений «нерукотворный», «пиит», «подлунный мир», «Александрийский столп» (колонна, поставленная в честь Александра I в Петербурге на Дворцовой площади), «милость к падшим» и другие.
Беседа по вопросам:
1) Почему Пушкин называет свой памятник «нерукотворным» и противопоставляет его Александрийскому столпу?
2) Какие факты из жизни и творчества поэта можно привести, чтобы доказать правильность эпитета «непокорный»?
3) Почему поэт уверен, что «к нему не зарастет народная тропа»?
4) Почему поэт отвергает суд современников и надеется на признание и понимание потомков?
Ценность своего творчества Пушкин видит в том, что пробуждал своей лирой «чувства добрые», «восславим свободу», «и милость к падшим призывал» (защищал декабристов).
Выводы по теме. Взгляды Пушкина на задачи поэта и поэзии: поэт свободен в своем творчестве; он идет своей дорогой, определенной его высшим призванием. Творчество поэта – это подвиг; поэт независим от служения светской «толпе»; он независим от суждения современников [4, с. 45]. Поэт должен преданно служить свободе, красоте, истине и добру.
Домашнее задание.
1. Выучить наизусть «Памятник».
2. Подготовить сообщения по теме «Пушкин о назначении поэзии и поэта».
3. Подготовиться к уроку внеклассного чтения.