Цель: проверить знания учащихся по теме «Сложносочиненное предложение», умение грамотно писать.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Чтение учителем текста диктанта.
Наступление на тайгу
Остров закрывал утренний густой туман. Поднявшееся солнце ударило по нему золотыми лучами, и туман быстро рассеялся, растаял. Строители расположились на прибрежной полосе земли со всеми завезенными сюда материалами: трубами, машинами, запасами продовольствия. По льду нескончаемо громыхали машины с людьми и ползали мощные тракторы.
Первыми на тайгу двинулись двумя колоннами тракторы. Моторы угрожающе ревели, и машины в напряжении тряслись. Прошло мгновение – и первые деревья, подломленные под корень, накренились и упали. Рычали тракторы, оглушительно трещали деревья, и лес окутался взметнувшейся в воздух снежной пылью. Как будто гигантским ножом, надвое рассеклась тайга.
Широкая просека в лесу заполнилась людьми, и лесорубы и плотники начали расчищать ее под строительную площадку. Всюду почувствовалось присутствие человека. На просеке то дружно звенели пилы, то раздавался треск раскалываемого дерева. Лесорубы готовили бревна для устройства дороги, а плотники – полотняный городок.
(По В. Ажаеву.)
Грамматическое задание:
1. Сделать синтаксический разбор сложносочиненных предложений, построить схемы (по вариантам). (По выбору учителя.)
2. Найти предложение с общим второстепенным членом, объяснить отсутствие в нем запятой, построить схему.
3. Найти предложение с однородными членами, разобрать синтаксически, построить схему.
4. Выписать из текста 4 слова с безударными гласными в корне, подобрать проверочные слова.
III. Запись учащимися текста под диктовку.
IV. Проверка записанного текста.
V. Выполнение грамматических заданий.
VI. Проверка учащимися выполненных заданий и текста в целом.
VII. Итог урока.
Учащиеся сдают тетради учителю.