Уроки 17–18
роман Горького «Фома Гордеев»:
проблемы и герои
Блицтурнир по роману Горького составлен на основе статьи учителя лицея № 1 г. Братска Т. И. Гавриловой (Литература в школе. – № 7. – 2006).
Цели: обсудить содержание романа; выяснить особенности проблематики и характеристики героев; развивать навыки анализа языка произведения; учить давать оценку поступкам и характерам героев с учетом исторического процесса, соответствующего времени действия произведения.
Ход уроков
Класс разбит на четыре группы, две из которых – группы игроков, одна группа – исследователи, которые готовят защиту проекта «Тема купечества в произведениях А. Н. Островского «Гроза» и М. Горького «Фома Гордеев», и группа экспертов, помощников учителя, которые оценивают работу игроков (3 человека, их учащиеся сами выбрали среди одноклассников).
I. Предварительное задание.
1. Подумайте над вопросами:
– Каким человеком был отец Фомы?
– В чем состояла суть отцовской науки?
– Как проявлялся характер Фомы в общении с разными людьми?
– Какова жизненная философия Якова Маякина?
– Проследите взаимоотношения Фомы с крестным отцом после смерти отца.
– Как складывается судьба Фомы после смерти отца?
– Почему Фома не пошел по следам отца?
2. Запомните выражения из текста, которые вам кажутся афористичными. Подготовьтесь пояснить их.
На доске (эпиграфы):
Купец в государстве – первая сила, потому что с ним миллионы.
Нет уж, я сам себе место выберу.
Что вы сделали? Не жизнь вы сделали – тюрьму… Не порядок вы устроили – цепи на человека выковали. Душно, тесно, повернуться негде живой душе… Погибает человек!
1-я страница. Сын своего отца.
Учитель. В романе М. Горького «Фома Гордеев» представлена широкая картина русской жизни, современником которой был сам автор. М. Горький показывает купеческую среду на сломе веков. Герой необычен: он рвет со своим окружением, бурно и трагически протестует против лжи и лицемерия, пытается найти в жизни свою дорогу, свое «я». В конце концов спивается и может стать обитателем ночлежки, подобной той, которую автор показал в пьесе «На дне».
Вопросы командам.
1. М. Горький начинает роман с рассказа об отце Фомы – Игнате Гордееве. Почему? Расскажите о нем (происхождение, социальное положение, образ жизни, отличительные черты характера).
2. Как складываются отношения Фомы с отцом? «Надо учить тебя жить-то…» – часто говорил отец сыну. Какой была отцовская наука жизни, которую он преподал Фоме?
Назовите отцовские наставления:
– ты им хозяин, они твои слуги, так и знай;
– ты хозяин и потому волен делать, что хочешь;
– ум имей хоть маленький, но свой;
– нужно с разумом жалеть… и т. д.
Таким образом, главное, чему учил отец Фому, – быть хозяином, добиваться своего, невзирая на средства.
3. В каких еще произведениях русской литературы мы знакомимся с отцовскими наставлениями (вспомним наставления отца Молчалина (Грибоедов. «Горе от ума»); уроки чести офицера Гринева (Пушкин. «Капитанская дочка»); отцовские наставления Чичикова (Гоголь. «Мертвые души»))?
4. Как проявляется характер Фомы в общении с разными людьми?
– Взаимоотношения с первыми школьными друзьями (Ежов, Смолин).
– Пренебрежительное отношение к бедным.
– Первое ощущение власти над людьми и силы денег (случай с воровством яблок).
– Странности характера (мечтательность, «самокопание»).
– Стремление жить не по указке (поиски себя и своего места в жизни).
Обобщение. Фома – белая ворона в своей среде: «Я сам себе место выберу».
2-я страница. «Душно, тесно, повернуться негде живой душе…»
Итак, во второй части романа мы узнаем, что Фома, отвергая устоявшиеся, прежние жизнь и правила, начинает поиски своего места в жизни.
Вопросы командам.
1. Каких жизненных принципов придерживается крестный отец Фомы, Яков Маякин, чему он учит крестника?
«Буду я тебя, Фома, учить: самую настоящую верную науку преподам я тебе… и ежели ты ее поймешь – будешь жить без ошибок».
– Жизнь, брат Фома, очень просто поставлена: или всех грызи, или лежи в грязи».
2. «А умен… умнее отца… умнее, но – хуже», – думает Фома о Якове Тарасовиче. Почему?
3. Как и чем заканчиваются их отношения и вместе с этим купеческая деятельность Фомы?
4. Какое значение для понимания идейного содержания романа имеет сцена гуляния на новом пароходе купца Кононова?
Зачитываются речи Я. Маякина и Фомы Гордеева.
5. Каким в словах Фомы предстает купечество?
3-я страница. Купеческая молодежь. (Домашняя подготовка.)
Учитель. В романе, помимо Фомы, Горький рисует образы еще нескольких молодых людей, ровесников главного героя, выходцев из этой же купеческой среды. Зачем, по-вашему, автор рассказывает о них?
Группы готовили по 2 сообщения (на 2–3 минуты):
1. Люба Маякина.
2. Африкан Смолин.
3. Тарас Маякин.
4. Николай Ежов.
Обобщение учителя. Все эти образы даны для сопоставления с главным героем. Одни из них примирились с окружающей действительностью. Их неудовлетворенность жизнью – явление временное, дань моде. Они более образованны (Тарас Маякин, Африкан Смолин), хищническая их натура прикрыта хорошими манерами и европейскими одеждами, но суть их жизненной философии та же: «Или всех грызи, или лежи в грязи».
Ежов – пустозвон, он очень далек от народа, который его не понимает, да и он его тоже. Фома это увидел.
Только Фома Гордеев в своем протесте против волчьих законов своей среды пошел до конца. Романтические, сказочные представления о жизни очень скоро натолкнулись на совершенно другую, реальную жизнь, где свои законы, которые он не может понять и объяснить и по которым не хочет жить. Гневно, как умеет, протестует он против лжи, лицемерия, пытается найти свое место в жизни, чтобы чувствовать себя человеком.
Мечется в поисках людей, которые живут и думают по-другому. Не найдя, заливает вином страдающую душу, не видит выхода из жизненного тупика, разуверившись во всем.
4-я страница. Возможное будущее Фомы.
Попробуйте представить и рассказать, как в будущем сложится судьба главного героя.
Предупредить учащихся, что их предположения должны строиться с учетом исторического процесса этого периода.
5-я страница. Анализ языка романа.
Учитель. Языку романа свойственна яркая образность, афористичность. Какие интересные высказывания вы запомнили, читая произведение?
Учащиеся называют запомнившиеся выражения, некоторые из них можно предложить для обсуждения:
– Совесть непобедима лишь для слабых духом.
– А на земле всегда хорошим (людям) хуже, чем дурным.
– Правду только подслушать можно.
– Нет на земле человека, гаже и противнее подающего милостыню, нет человека несчастнее, принимающего ее.
6-я страница. Творческий отчет группы исследователей.
Защита проекта «Тема купечества в произведениях Островского «Гроза» и Горького «Фома Гордеев» (отчетный материал может быть представлен в форме реферата, плаката, это может быть и видеопроект).
Вопросы к командам игроков.
1. Сопоставьте времена Островского и Горького. Что-нибудь изменилось в купеческой среде спустя 30 лет?
2. Что роднит Игната Гордеева с Диким и Кабановой из пьесы «Гроза»? Увидели ли вы разницу между ними?
3. С кем из героев можно сравнить Фому?
II. Подведение итогов турнира.
Слово дается экспертам.
Домашнее задание. (Эту работу можно провести и в классе, если останется время.)
Учитель. Этот роман, как и все произведения Горького, многогранен по проблематике. Закрывая последнюю страницу, вдумчивый читатель задает себе не один вопрос. Вот и вы ответьте на один из них: «Что нужно делать, чтобы спокойно жить, то есть чтобы собой быть довольным?» (Для этого нужно жить беспокойно и избегать, как дурной болезни, даже возможности быть довольным собой. Нужно жить всегда влюбленным во что-нибудь недоступное себе. Человек становится выше ростом оттого, что тянется кверху.)