Уроки 15-16. Основы административного права Российской Федерации

0
810

Цели: ознакомить с основными понятиями административного права; закрепить умение применять правовые знания и навыки правовой культуры.

Ход уроков

I. Организационный момент

(Учитель знакомит с основными вопросами урока.)

1. Задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях.

2. Административное правонарушение и административная ответственность.

3. Административное наказание.

4. Назначение административного наказания.

II. Проверка домашнего задания

Teem 1

1. Что называется прогулом?

а) отсутствие на работе в течение трех часов;

б) отсутствие на работе в течение одного часа;

в) отсутствие на рабочем месте в течение восьми часов.

2. В каких случаях запрещается совместная работа родственников на государственных предприятиях, учреждениях?

а) во всех случаях;

б) если это предусмотрено трудовым договором;

в) если их служба связана с непосредственным подчинением друг другу.

3. К несовершеннолетним относятся работники в возрасте:

а) до 14 лет;

б) до 16 лет;

в) до 18 лет;

г) до 20 лет.

4. Продолжительность рабочего дня в предпраздничные дни:

а) сокращается на один час;

б) не изменяется;

в) регулируется трудовым договором.

5. Допускается ли занесение сведений о дисциплинарном взыскании в трудовую книжку работника?

а) допускается, если такая мера предусмотрена трудовым договором;

б) допускается всегда;

в) не допускается;

г) допускается в исключительных случаях.

6. Считается ли заключением трудового договора фактический допуск работника к работе?

а) да;

б) нет;

в) это зависит от типа трудового договора.

7. Сколько рабочих дней составляет оплачиваемый ежегодный отпуск?

а) не менее 12 дней;

б) не менее 24 дней;

в) не менее 36 дней.

8. Срочный трудовой договор заключается в случаях, когда:

а) этого желает работник;

б) необходимо выполнить срочные работы;

в) невозможно заключить трудовой договор на определенный срок;

г) устанавливается ненормируемый рабочий день.

9. Компенсация за работу в выходные и праздничные дни предоставляется:

а) всегда;

б) в зависимости от обстоятельств;

в) по соглашению сторон;

г) если работник отработал в этот день не менее 6 часов.

10. Можно ли применять несколько видов дисциплинарных

взысканий за один проступок?

а) да;

б) нет;

в) в особых случаях, предусмотренных Трудовым кодексом. Тест 2

1. Акционерная форма собственности предполагает, что работники такого предприятия имеют право:

а) на безопасные условия труда;

б) заключение трудового договора;

в) часть дохода, равную сумме приобретенных акций;

г) выполнение технологической дисциплины.

2. Если гражданин был уволен с работы, то для определения законности увольнения он должен обратиться:

а) в парламент;

б) к правительству;

в) к президенту;

г) в суд.

3. Укажите ситуации, которые связаны с трудовыми правоотношениями:

а) водитель троллейбуса опоздал с выходом в рейс;

б) преподаватель опоздал на лекцию;

в) юбиляр опоздал на торжество;

г) начальник опоздал на совещание;

д) пассажир опоздал на поезд;

е) покупатель опоздал к открытию магазина.

4. В какой ситуации применяются нормы трудового права?

а) Иван Иванович подал заявление о приеме на работу;

б) Сергей Сергеевич подал в ЗАГС заявление о разводе;

в) Мария Ивановна усыновила осиротевшего племянника;

г) Светлана Петровна составила завещание.

5. Какой нормативный акт не является источником трудового права?

а) Конституция РФ;

б) Трудовой кодекс РФ;

в) решение суда по трудовому вопросу;

г) Указ Президента РФ по трудовому вопросу;

д) Постановление Правительства РФ по трудовому вопросу.

6. При каком обстоятельстве не допускается привлечение работника к сверхурочным работам?

а) производство работ, необходимых для обороны страны;

б) неявка сменщика;

в) стихийное бедствие;

г) заранее запланированные работы;

д) производственная авария.

7. Укажите производное условие трудового договора (контракта):

а) охрана труда;

б) место работы;

в) профессия;

г) испытательный срок;

д) срок действия трудового договора (контракта).

8. Укажите основание, по которому расторжение срочного трудового договора (контракта) до истечения срока невозможно:

а) нарушение условий трудового договора (контракта);

б) болезнь;

в) зачисление в учебное заведение;

г) отсутствие интереса к работе;

д) достижение пенсионного возраста.

Правильные ответы:

Тест 1: 1а; 2в; Зв; 4а; 5в; 6а; 76; 8в; 9а; 106.

Тест 2: 1в; 2г; За, б, г; 4а; 5в; 6г; 7а; 8г.

III. Изучение нового материала

ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ

Групповая работа по технологии УМШ (учебного мозгового штурма)

Основная цель технологии: развивать креативное мышление. Главная задача: спровоцировать активную мыслительную деятельность.

Дидактические ценности технологии:

• активная форма работы, которая в сочетании с репродуктивными формами обеспечивает высокую степень усвоения материала;

• учащиеся тренируют умение кратко и четко выражать свои мысли;

• учащиеся учатся слушать и слышать друг друга, чему особенно способствует учитель, поощряя тех, кто стремится к развитию предложений своих товарищей;

• даже у трудного ученика проявляется положительная мо-. тивация к участию в обсуждении, особенно если такому ученику оказывает в разных формах поддержку учитель;

• владение технологией УМШ позволяет достаточно эффективно проводить деловые игры.

Предварительная подготовка: учащиеся организуются в группы до семи человек.

В каждой группе выбирается или назначается учителем ведущий. Он следит за выполнением правил штурма, подсказывает направления поиска идей. Ведущий может акцентировать внимание на той или иной интересной идее, чтобы группа не упустила ее из виду и поработала над ее развитием. Группа выбирает секретаря, чтобы фиксировать возникающие идеи (ключевыми словами, рисунком, знаком). Перед началом УМШ учитель инструктирует группы.

(Учитель рассказывает легенду о торпеде.)

В годы Второй мировой войны американец Алекс Осборн служил капитаном одного из кораблей ВМФ, которые перевозили грузы. Так получилось, что на какое-то время караван грузовых судов в открытом океане остался без охраны. И вдруг поступает радиограмма: в районе движения судов действует немецкая подводная лодка. Получив радиограмму, Алекс Осборн живо представил: вот показывается перископ подлодки, а вот и торпеда, оставляя за собой мелкие буруны, мчится прямо в борт. Что делать?

И тогда капитан вспомнил практику, к которой в затруднительных положениях прибегали еще средневековые пираты. На палубе выстроилась вся команда, и все, начиная с младших матросов, отвечали только на один вопрос: как спастись в ситуации торпедной атаки? Предлагать можно было все, что приходит в голову. Например, повар подал такую идею: давайте все выбежим на борт и одновременно начнем дуть на торпеду. Глядишь, и сдуем ее с курса, она пройдет мимо.

Каравану повезло: подлодка не появилась, да и корабли сопровождения заняли свои позиции по охране каравана.

После войны Осборн вспомнил этот случай и однажды в компании друзей решил проанализировать ситуацию. И спокойный анализ показал, что идея повара содержала рациональное зерно. Конечно, «мощным дувом» торпеду не повернешь, как ни напрягай щеки. Но зато ее можно немного притормозить и сбить с курса струей воды корабельной помпы, которая есть на каждом судне. Конечно, успех не гарантирован, но когда на карту поставлена жизнь, стоит попытаться… Народная мудрость гласит: «Утопающий хватается и за соломинку».

Почему бы не использовать такой способ поиска новых идей в мирной жизни? В 1953 г. бывший капитан Алекс Осборн выпускает книгу «Управляемое воображение». С этой книги и началась популяризация метода мозгового штурма в США, а затем и в Европе. Сегодня на основе метода создана технология УМШ.

(Затем учитель рассказывает о действиях каждой группы.

Проводится первичное обсуждение и уточнение условия задач.

Учитель определяет время на первый этап (максимально до 20 минут), фиксирует его на доске и с помощью звукового сигнала контролирует ход времени, например, через каждые 5 минут звучит колокольчик или будильник.)

Первый этап УМШ. Создание банка идей

Основное правило – никакой критики. Главная цель – наработать как можно больше возможных решений. В том числе и таких, которые на первый взгляд кажутся абсурдными. Иногда имеет смысл прервать этап раньше, если идеи иссякли и ведущий не может исправить положение.

Теперь следует устроить небольшой перерыв, чтобы провести рефлексию: какие были сбои, допускались ли нарушения правил и т. п.

Второй этап. Анализ идей

Все высказанные идеи группа анализирует. При этом основное правило: в каждой идее найти полезное, рациональное зерно, возможность усовершенствовать эту идею.

Третий этап. Обработка результатов

Группа отбирает правильное решение и назначает спикера, который рассказывает его всему классу.

Каждая группа получает пакет материалов:

• Кодекс РФ об административных правонарушениях;

• тексты с задачами;

• листы формата АЗ. На них нужно указать номера разделов, глав, статей Кодекса РФ, которые содержат указания на правильное решение проблемы. Когда закончено обсуждение, учитель предлагает поднять листы. Это поможет ему сразу определиться, какие задачи не полностью решены или решены неправильно. Количество листов АЗ может быть в два раза меньше или соответствовать числу предлагаемых ситуационных задач. Чтобы учителю было легче сориентироваться, предлагаемые задачи объединены в блоки с указанием названия в соответствии с содержанием Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Карточка 1. Административные правонарушения и административная ответственность

Задача 1. Военнослужащий Петров был задержан на улице патрульно-постовой службой милиции за то, что находился в нетрезвом состоянии, нецензурно выражался, приставал к гражданам. Административная комиссия наложила на Петрова за данное правонарушение административное наказание в виде штрафа в размере 5 МРОТ. Начальник по службе объявил Петрову о неполном служебном соответствии. Какие нарушения административного законодательства были допущены в этой ситуации?

Задача 2. Несовершеннолетний Александр, выбежав на проезжую часть улицы, создал аварийную ситуацию. При разбирательстве было установлено, что на момент совершения административного правонарушения ему исполнилось 15 лет. За данное правонарушение Александр был оштрафован сотрудником ГИБДД на /г МРОТ. Правомерны ли действия сотрудника ГИБДД?

Карточка 2. Административные правонарушения и административная ответственность

Задача 1. Никифоров, проживающий в поселке, расположенном в 2 км от железной дороги, привязал свою корову пастись вблизи железнодорожного полотна. Однако он недостаточно прочно вбил в землю металлический ломик, удерживающий цепь. Выдернув ломик, корова перешла пастись на другую сторону железнодорожного полотна, перекинув цепь через рельсы. Ехавшие на дрезине работники линейной дистанции пути заметили происшедшее и устранили препятствие. Есть ли в действиях Никифорова состав административного правонарушения?

Задача 2. Врач Сидорова была назначена заведующей терапевтическим отделением больницы, главным врачом которой работал ее муж. Законен ли приказ о назначении?

Карточка 3. Административные правонарушения и административная ответственность

Задача 1. За перевозку в вагоне электропоезда канистры с 10 литрами соляной кислоты на пассажира было наложено административное наказание в размере 5 МРОТ. Будучи не согласным с данным решением, пассажир обжаловал действия органов железнодорожного транспорта в суд. Какое решение по жалобе должен принять суд?

Задача 2. Алексеев, будучи в состоянии опьянения, нецензурно выражался в автобусе и не реагировал на замечания пассажиров. Возмущенные таким поведением, два пассажира попытались высадить его из автобуса. Алексеев оказал мужчинам противодействие, продолжая нецензурную брань. Прибывшими работниками милиции Алексеев был доставлен в дежурную часть РОВД. На следующий день, раскаиваясь в правонарушении, он объяснил, что совершил его из-за волнения в связи с тем, что автобус задерживался, а он опаздывал на важную встречу. Алексеев был подвергнут судом административному аресту на 10 суток. Обоснуйте решение суда. Имеются ли и какие смягчающие и отягчающие обстоятельства в действиях Алексеева?

ВТОРОЙ ВАРИАНТ

(Организуется фронтальная работа с текстом учебника (с. 28-30) с беседой по прочитанному материалу. В ходе беседы учитель дополняет учебный текст следующими сведениями.)

Административное право – отрасль права, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности органов государственного управления.

Административное правонарушение имеет следующие признаки:

• наличие деяния (действие или бездействие);

• его противоправность;

• его виновность;

• наличие причинной связи между противоправным деянием и его вредными последствиями;

• за это деяние предусмотрена административная ответственность.

Виды административных правонарушений:

• посягающие на права граждан (незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка, передаче его под опеку (попечительство) или в приемную семью; отказ в предоставлении гражданину информации; подделка подписей избирателей, участников референдума и т. п.);

• посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность (сокрытие источника заражения ВИЧ-инфекцией, венери-

3 Т.П. Бегенеева

ческой болезнью и контактов, создающих опасность заражения; вовлечение несовершеннолетнего в употребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе, или одурманивающих веществ; нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения);

• в области охраны собственности (уничтожение специальных знаков, ведение археологических разведок или раскопок без разрешения, мелкое хищение);

• в области охраны окружающей природной среды и природопользования (порча земель, нарушение правил пожарной безопасности в лесах, уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений);

• в промышленности, строительстве, энергетике (повреждение электрических сетей, нарушение требований нормативных документов в области строительства);

• в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель (нарушение порядка ввоза и вывоза подкарантинной продукции, подкарантинного материала, подкарантинного груза, сокрытие сведений о внезапном падеже или о массовых заболеваниях животных, нарушение правил ведения документации на семена сельскохозяйственных растений);

• на транспорте (действия, угрожающие безопасности движения на железнодорожном транспорте; нарушение правил учебной езды; невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием);

• в области связи и информации (использование несертифи-цированных средств связи либо предоставление несертифи-цированных услуг связи; нарушение правил защиты информации; злоупотребление свободой массовой информации);

• в области предпринимательской деятельности (нарушение законодательства о рекламе; обман потребителей, нарушение правил продажи отдельных видов товаров);

• в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг (нарушение срока постановки на учет в налоговом органе; выпуск или продажа подлежащих маркировке товаров и продукции без маркировки, незаконные сделки с ценными бумагами);

• в области таможенного дела (нарушения таможенных правил);

• посягающие на институты государственной власти (невыполнение законных требований члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы; неисполнение распоряжения судьи или судебного пристава; заведомо ложные

показания свидетеля, пояснение специалиста, заключение эксперта или заведомо неправильный перевод; разглашение сведений о мерах безопасности);

• в области защиты государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации (нарушение режима государственной границы Российской Федерации, нарушение пограничного режима в пограничной зоне, нарушение иммиграционных правил);

• против порядка управления (самоуправство, заведомо ложный вызов специализированных служб, заведомо ложное заключение эксперта);

• посягающие на общественный порядок и общественную безопасность (пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, нарушение требований пожарной безопасности, незаконная частная детективная или охранная деятельность, появление в общественных местах в состоянии опьянения);

• в области воинского учета (неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету, уклонение от медицинского обследования, умышленная порча или утрата документов воинского учета).

Виды административных взысканий:

• основные и дополнительные;

• предупреждение;

• административный штраф;

• возмездное изъятие орудия или предмета административного правонарушения;

• конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

• лишение специального права;

• административный арест;

• административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

• дисквалификация;

• административное приостановление деятельности.

Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях:

• административное задержание;

• личный досмотр;

• досмотр вещей;

• изъятие вещей и документов.

Эти меры могут быть обжалованы в вышестоящий орган (вышестоящему лицу) или прокурору. За гражданином остается право обратиться по вопросу защиты своих интересов в суд.

IV. Закрепление изученного материала

– Латинское выражение гласит: «Право существует для пользы человечества». Приведите примеры в подтверждение справедливости этой мысли.

– С какого возраста наступает административная ответственность? (С 16 лет.)

– Какова главная цель административного наказания? (Исправление человека, предупреждение правонарушения. Важна не жестокость наказания, а его неотвратимость.)

Домашнее задание

1. С. 28-30 (Кравченко).

2. С. 269-271 (Боголюбов).