Уроки 15–16 А. С. Пушкин. поэма «полтава». образы поэмы
Цели: показать интерес поэта к историческому прошлому страны, к деятельности полководцев, диктуемой необходимостью; определить авторское отношение к героям, к назначению поэта; отметить внимание к судьбе маленького человека» и искреннее сочувствие ему; развивать внимание, устную речь, воображение.
Методические приемы: аналитическая беседа, чтение произведений.
Ход уроков
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Рассказ учащегося о Г. Р. Державине, чтение стихотворений поэта.
III. Изучение новой темы.
1. Вступительное слово учителя.
Александр сергеевич пушкин
(1799–1837)
«У каждого возраста свой Пушкин», – писал С. Я. Маршак. Мы привыкаем к чуду поэзии А. С. Пушкина если не с детства, то с младших классов. Седьмой класс приоткроет нам еще одну страницу, введет нас в круг мыслей и переживаний юного поэта, познакомит с пушкиным-лицеистом.
2. Рассказ подготовленного ученика (индивидуальное домашнее задание) О Пушкине-лицеисте, сопровождаемый разбором картины И. Е. Репина и показом фотографий царскосельского парка.
Учитель. Именно тогда, в лицее, Пушкин понял, что музой его станет Свобода. Тема Родины, ее судьба, историческое прошлое России, желание воскресить минувший век, вновь и вновь заставят поэта обратиться к изучению «дел давно минувших дней».
3. Работа над поэмой «Полтава».
1) Особый интерес Пушкин проявил к жизни и деятельности Петра I, который был его любимым героем. Став царем (1696 г.), Петр поставил перед собой задачу: усилить военную мощь России и повысить ее роль на международной арене. В результате Азовских походов (1695–1696) был занят Азов, Россия вышла на берега Азовского моря (до этих походов она имела выход только в Белое море, которое замерзало на полгода).
Для связей с Западом необходим был выход к Балтийскому морю. Для этого надо было вернуть захваченные Швецией в начале XVII в. земли. В долголетней Северной войне (1700–1721) Россия добилась победы.
Но с этим не мог смириться шведский король Карл XII, который долгое время одерживал победы над слабыми, неподготовленными войсками противника.
В 1709 году он вторгся в Россию с запада. Произошло сражение под Полтавой.
2) Рассматривание репродукций.
Учебник, с. 77. «Полтавская баталия». В поэме «Полтава» описывается эта баталия.
3) Чтение отрывка из поэмы, беседа по вопросам.
– Какие картины предстают перед нами, когда мы читаем слова и выражения: «Горит восток зарею новой», «Дым багровый кругами всходит, к небесам», «рассыпались стрелки», поле «роковое», «счастье… служить… начинает нам»? (Чуть озаренный восток, пушки уже грохочут. Темно-красный дым, густой, не развеваемый ветром, поднимается к небесам. Полки сплотили ряды свои, отдельные стрелки замаскировались в кустах. Шлепаются о землю ядра, свистят пули, солдаты готовы в штыковую атаку «нависли хладные штыки». Шведы рвутся вперед. Поле битвы – поле «роковое» (рок – судьба). От победы на поле или поражения зависит судьба солдат, страны.
Но русские солдаты сдерживают натиск врага и оттесняют противника «Уходит …», «сдается Шлиппенбах». Бог Брани (войны, Марс) на стороне русских.)
– Объяснить: «Как пахарь, битва отдыхает»? (наступает затишье перед боем, готовятся к главному сражению, как пахарь отдыхают перед началом тяжелой и необходимой работы (пахоты), пахарь – труженик и воин – труженик. Идет перегруппировка сил, молчит боевая музыка, молчат пушки «голодный рев» – требование жертв.)
– Как автор рисует начало генерального сражения? («Сошлись в дыму», «под градом раскаленным» – пули, ядра; стена наступающих и отражающих нападение падает, следующая стена смыкает штыки – вступает в рукопашный бой, «летучая» конница – быстрое перемещение, звенят сабли, рубят, «бросая груду тел на груду» – новых погибших на уже погибших. Горячие ядра шлепаются в погибших, шипят в крови. Жестокость боя и его стремительность усиливаются употреблением глаголов – «колет, рубит, режет», а затем только существительных – «бой», «клики», «скрежет», «гром», «топот», «ржанье», «стон».)
– Какие строчки, какое сравнение еще более подчеркивают жестокость сражения? (Мечи «тупятся», «падшими», «роем саранчи».)
– Каким мы видим Петра I, Карла XII? Как автор относится к ним? (Автор влюблен в своего героя, в Петра I. Петр возбужден перед боем. Эпитет «ужасен» рифмуется с «прекрасен», ужасен – необыкновенен, грозен для врага. Глаголы передают волнение – «мчится», «промчался», «вослед неслись». Глаза сияют, лик его ужасен, «он весь, как божия гроза» – сравнение, готов метать и гром и молнии, движения порывисты. Полки рады видеть своего полководца. Даже верный конь гордится седоком.
Карл, накануне вечером осматривая издалека лагерь русских, на-ткнулся на дозор казаков. Одного казака он убил, другой тяжело ранил его в ногу. Поэтому он «бледен», «недвижим» в «качалке… несомый верными слугами». «Слабым манием руки» – неуверенное, слабое движение руки, казалось, что он не понимает, что происходит, у него нет сил, боль не дает ему возможности сделать то, что нужно – воодушевить свои войска.)
– Как понимаете «В шатре своем он (Петр) угощает… вождей чужих…»? (Гордость испытывает Петр за силу русского оружия, смелость солдата. Одолеть Карла XII и его воинов («сквозь огнь окопов рвутся шведы») – великая честь. Петр великодушен к побежденным шведским генералам, которые, побеждая, учили его воевать!)
Вывод. А. С. Пушкин не сторонник войн: он знал, какие беды они несут стране, народу. Но победу Петра I под Полтавой он приветствовал, потому что от нее зависела судьба России, ее роль в мире. Поэт славит русского солдата, его полководца Петра, его сподвижников.
Домашнее задание: выучить наизусть отрывок из поэмы «Полтава» А. С. Пушкина.