Уроки 149-150. Контрольный диктант и его анализ

0
680

Уроки 149-150. Контрольный диктант и его анализ

Цель: проверить знания учеников по теме «Частица», орфо­ графические и пунктуационные навыки, навыки лингвистического разбора.

Методические приемы: диктант, грамматические задания, анализ ошибок.

Ход уроков

I . Диктант

Примечание: записать на доске имя героя; не считать за ошиб­ку, если в третьем предложении вместо двоеточия будет поставлен другой знак препинания.

На плоту по таежной реке

Все вокруг молчало, даже лес не шумел, даже речка не шеле­ стела на перекате.

Речка бежала в великих, молчаливых, однообразных лесах, и от их однообразия казалось, что путь будет длиться вечно. На другой день зарядили мелкие дожди, но то было к лучшему: река прибудет, и не придется сходить с плота в ледяную воду на каждой отмели.

Утром третьего дня плавания слева впала речка, почти такая же, как и та, по которой Осташа плыл.

Ни скал, ни обрывов – ничего не встречалось. Только высокие крутые горы, еле различимые за частным ельником. Меж гор – мел­ кая плоская речонка, продырявленная валунами, как ветхое поло­ тенце. А над речкой и горами мелкой рябью несло птичьи стаи. Осташа запрокидывал голову, со дня таежной теснины глядя на гусиные косяки. Гуси улетали от осени, будто изменники бежали с поля боя…

Журчание очередного притока Осташа услышал еще из-за по­ ворота. Плотик переполз поворот- и Осташа увидел в устье мелкой речонки две лодки, загруженные бурыми комьями руды.

(158 слов) (А. Иванов)

II . Грамматическое задание

1 . Выполнить синтаксический разбор предложений:
1-й вариант – первое предложение,

2-й вариант – последнее предложение. Примечание: вместо тире можно поставить запятую.

2. Подчеркнуть частицы, выполнить морфологический разбор.
1-й вариант – формообразующей частицы,

2-й вариант – смысловой частицы.

Комментарий. В диктанте встречаются частицы даже, Можно ошибочно принять за частицы составной союз в предложе­ нии Ни скал, ни обрывов – ничего не встречалось.

3. Дополнительное задание: выполнить синтаксический разбор
предложения, обозначить части речи.

А над речкой и горами мелкой рябью несло птичьи стаи. Примечание: основа предложения состоит из одного сказуемо­ го, выраженного категорией состояния.

Домашнее задание

Упражнение 414: письменно.