Уроки 139-140. Отрицательные частицы не и ни
Цели: расширить знания учеников о частицах не и ни; пока зать случаи, когда предложение с двумя частицами не получает положительный смысл; развивать навыки написания не с различ ными частями речи; учить отличать частицы не и ни от составных союзов.
Методические приемы: повторение пройденного, объяснения учителя, анализ предложений, выполнение упражнений, игра-кон курс.
Ход урока 1
I . Проверка домашнего задания
Игра-конкурс «Частицы в малых жанрах фольклора»
Ученики читают свои примеры. Выигрывает тот, кто назовет последний пример. Примеры ответов:
Если бы да кабы на луне росли грибы…
Стоит Антошка на одной ножке. Кто ни пройдет, всяк поклонится.
Курица не птица.
Не зная броду, не суйся в воду.
Не все то золото, что блестит.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
II . Изучение темы «Отрицательные частицы не и ни»
1. Объяснительный диктант.
Не у кого узнать, непересекающиеся прямые, не переставая, не отказывайся, не с кем поиграть, не высохшие после дождя лужи, невыученные уроки, не порежьтесь ножом; невелика потеря; не вы сокий, а коренастый боксер; непородистая собака; домик невысок; вопиющая неграмотность; не пишите некрасиво.
2. Слово учителя.
Мы только что вспомнили правописание частицы не с разными частями речи, тем самым часть дела по изучению правописания отрицательных частиц не и ни уже сделана.
Рассмотрим подробнее функции этих частиц. Частица не при дает отрицательное значение предложению или отдельным его членам. Однако в определенных случаях эта частица может приоб ретать и положительный смысл:
Не могу не вспомнить, как весело прошли каникулы. На этом повороте машина не могла не свернуть направо.
Заметим, что первая частица не находится перед формами гла гола мочь, вторая – перед неопределенной формой глагола. III . Выполнение упражнений
1. Упражнение 385: комментированное письмо; синтаксический
разбор выполняем на доске и в тетрадях.
Комментарий. Предложения, в которых частица не придает отрицательный смысл всему предложению: № 3, 6.
2. Упражнение 386: устный разбор.
Домашнее задание
1.§ 67, с. 175-176. 2. Упражнение 387.
Ход урока 2
I . Лингвистическая разминка
– Запишите предложение под диктовку, объясните орфограммы и пунктограммы, определите разряды и значение частиц.
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит, вот кто самый настоящий, лучший друг.
(Смысловые частицы – не и вот; формообразующая частица – самый. Частицы не придают отрицательное значение глаголам-ска зуемым, частица вот – указательная, частица самый служит для образования превосходной степени прилагательного.)
II. Проверка домашнего задания
Рассказ учащихся о различных функциях частицы не.
Упражнение 387: проверка по цепочке.
В это время ученик выполняет на доске морфологический раз бор слова.
III . Продолжение изучения темы «Отрицательные
частицы не и ни»
1. Слово учителя.
Функции частицы ни, о которой пойдет речь сегодня, более раз нообразны, чем у частицы не. Прочитайте теоретический материал учебника и определите, что нового о частице ни вы узнали.
2. Самостоятельное изучение функций частицы ни – § 67, с. 177,
ответ на вопрос о значении этой частицы, примеры предложений.
IV . Разбор предложений
– Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, сопос тавьте предложения, определите роль не и ни:
А вы друз…я как н… садитесь всё в музыканты «… годитесь. (И.А. Крылов.)
М…лоток (не, ни) должен быть (не, ни) т…ж(е, о)лым, (не, ни)слишком ле… ким.
Комментарий.
А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь.
(И.А. Крылов.)
Молоток не должен быть ни тяжелым, ни слишком легким.
Частица не в обоих предложениях придает отрицательное значение глаголам-сказуемым. В первом предложении частица ни служит для усиления отрицания. Во втором перед нами составной союз
ни – ни.
Примечание: сведения о составном союзе ни – ни являются опе режающими; возможно, ученики сами определят принадлежность ни-ни к составным союзам.
V. Выполнение упражнений
Упражнение 388: комментированное письмо.
Упражнение 389: устный разбор.
Упражнение 390: самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой.
Домашнее задание
§ 67.
Упражнение 391: письменно.
Упражнение 392: устно (подготовка к диктанту).