Уроки 133-134. Смысловые частицы

0
586
химия

Уроки 133-134. Смысловые частицы

Цель: показать разнообразие и функции смысловых частиц, их функционирование в определенных стилях речи.

Методические приемы: беседа по вопросам, объяснения учите­ля, лингвистический разбор, выразительное чтение, тренировочные упражнения, словарная работа.

Ход урока 1

I . Лингвистическая разминка

– Запишите куплет песни, объяснить орфограммы и пункто граммы, определите роль и значение частиц. (Можно вклю­ чить аудиозапись песни.)

Давайте понимать друг друга с полуслова, Чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова. Давайте жить, во всем друг другу потакая, – Тем более что жизнь короткая такая.

БШ. Окуджава

П. Проверка домашнего задания

Чтение и обсуждение нескольких творческих работ по упраж­ нению 364.

III . Изучение темы «Смысловые частицы»

1. Слово учителя.

Ознакомимся со вторым разрядом частиц. Он гораздо шире, функции частиц этого разряда разнообразнее. Чтобы правильно оп­ ределить значение частицы, надо, как вы догадываетесь, вдуматься в смысл предложения, в котором данная частица «работает».

Сегодня коснемся лишь некоторых значений смысловых частиц. Кстати, в только что произнесенном предложении тоже есть смы­ словая частица -лишь, она вносит ограничительное значение.

Самостоятельное изучение теоретического материала учеб­ ника-§ 64, с. 168.

Беседа по вопросам.

Какова роль смысловых частиц?

Что выражают смысловые частицы?

В каких стилях речи чаще всего употребляются смысловые частицы?

IV. Выполнение упражнений

Упражнение 365: устно.

Упражнение 366: выразительное чтение, определение частиц. Комментарий. В восклицательном предложении частица что

за служит для усиления восклицания. Глаголы в условном накло­нении: было б, поскакал бы. В предложениях со смысловыми час­ тицами очень важна верная интонация, выразительность речи.

Упражнение 367: выразительное чтение, комментированное письмо; морфологический разбор слова чуть выполняем на доске и в тетрадях.

Упражнение 368: выразительное чтение, беседа по вопросам, письменное выполнение.

V . Словарная работа

– Запишите слова, помещенные в рамках на с. 165, 168, в сло­ варики, составьте с ними предложения с использованием
смысловых частиц:

Чемпион, предварительный.

Домашнее задание

§64.

Упражнение 369.

Записать примеры предложений со смысловыми частицами в словарики.

Ход урока 2

I . Лингвистическая разминка

– Запишите предложения, поясните значения смысловых частиц.

1) Вот эта синяя тетрадь с моими детскими стихами.
(А.А. Ахматова.)

(Частица вот служит для указания.)

2) Неужели в самом деле все сгорели карусели? (К.И. Чуков­ ский.)

(Частица неужели выражает вопрос.)

3) Как же мне не веселиться, не грустить от разных бед!
(Частица как выражает восклицание, смену настроений.)

II . Проверка домашнего задания

Расскажите, что вы знаете о смысловых частицах.

Упражнение 369: проверка по цепочке.

В это время двое учеников на доске выполняют морфологиче­ ский и синтаксический разбор.

3. Чтение составленных или найденных в текстах предложений
со смысловыми частицами.

III . Выполнение упражнений

1. Упражнение 370: устный разбор, обсуждение вопросов, пись­ менное выполнение.

Фонетический и морфологический разбор выполняем на доске и в тетрадях.

2. Упражнение 371: устно: повторение правил орфографии, со­ держащих частицы.

Синтаксический разбор – письменно.

3. Упражнение 372: устный разбор, обсуждение вопросов, пись­ менное выполнение.

4. Упражнение 373: выразительное чтение, самостоятельная работа.

Домашнее задание

§ 64.

Упражнение 374.