Уроки 108-109. Слитное и раздельное написание производных предлогов
Цели: показать условия выбора слитного и раздельного написа ния производных предлогов; научить отличать производные пред логи от самостоятельных частей речи; развивать навыки анализа ) предложения.
Методические приемы: анализ сочинений, объяснения учителя, элементы сопоставительного анализа, выполнение упражнений, сло варная работа, лингвистический разбор, самостоятельная работа.
Ход урока 1
Щ. Чтение и обсуждение нескольких творческих работ
II . Изучение нового материала
1. Слово учителя.
Самое важное в этой теме – научиться правильно определять часть речи, а это, как мы знаем, возможно лишь в контексте, в предло жении. Сопоставим предложения, запишем их на доске и в тетрадях:
В течении этой горной реки встречается много непроходимых порогов.
В течение нашей мирной жизни неожиданно ворвалось тре вожное известие.
В течение часа необходимо решить контрольную работу.
На слух первые слова каждого предложения совершенно одинаковы. Посмотрим, от каких членов предложения зависят эти первые сло ва, выделим словосочетания, определим падеж, где это возможно:
Встречается где? в течении (предложный падеж существи тельного течение). Речь идет о течении реки.
Ворвалось куда? в течение (винительный падеж существитель ного течение). Речь идет о течении жизни.
Решить когда? за какое время? в течение часа. Речь идет о вре мени. Выражение можно заменить синонимичным сочетанием с предлогом: за час.
Вывод: в третьем случае перед нами предлог, образованный из сочетания существительного с предлогом.
Предлог – неизменяемая служебная часть речи, значит всегда пишется одинаково, к нему часто можно подобрать синонимичный предлог: в течение суток {за сутки), в течение жизни {за жизнь), в течение некоторого времени {за некоторое время). Ясно, что предлог имеет временное значение. К предлогу нельзя поставить вопрос, он не является членом предложения. Обратим внимание, что на конце этого производного предлога пишется буква е.
Попробуем первые слова второго предложения заменить на сочетание с предлогом: за жизнь – предложение потеряло смысл. Заменим второе предложение синонимичным:
Течение нашей мирной жизни неожиданно изменило тревожное известие.
Подробно разобрав один пример, мы получили ключ к логиче ским рассуждениям, необходимым при анализе предложений и слов, из которых они состоят.
Упомянем лишь, что производные предлоги, образованные на основе наречий, пишутся слитно: бежать впереди паровоза {перед паровозом), пешеходы вышли навстречу друг другу {друг к другу). Слитное и раздельное написание производных предлогов придется запомнить.
Самостоятельное чтение и изучение теоретического мате риала учебника § 53, с. 142-143.
Словарная работа.
– Выпишем предлоги из § 53 в словарики, составим с ними словосочетания:
Слитно:
Направились навстречу приехавшим; неурожай вследствие засухи; антенна наподобие тарелки; корень дерева вроде рогов; поговорить насчёт приема на работу; отказать ввиду отсут ствия мест; вымой посуду вместо меня; выиграли, несмотря на мощное сопротивление противника.
Раздельно:
напишу в течение дня; познакомимся поближе в продолжение путешествия; опоздал по причине поломки автобуса; обмотал про вод изолентой в целях безопасности; ветер со стороны моря.
III. Выполнение упражнений
Упражнение 308: комментированное письмо (выполняется на доске и в тетрадях); объяснение орфограмм; словообразовательный разбор и разбор по составу слова опасности.
Упражнение 309: комментированное письмо; применение знаний по синтаксической синонимии.
Домашнее задание 1- § 53.
2. Упражнение 311.
Ход урока 2
I . Лингвистическая разминка
– На прошлом уроке мы говорили о предлогах-синонимах. А существуют ли предлоги-антонимы? Приведите примеры тех и других. Предлоги-синонимы: вследствие – из-за; около – у, в течение – в продолжение, за; наподобие – вроде; навстречу – к; со стороны – с; позади – за; благодаря – из-за и т. д.
Предлоги-антонимы: с – без; из – в; над – под; перед – позади; до – после; к-отчг. д.
II. Проверка домашнего задания
Рассказать о случаях слитного и раздельного написания про изводных предлогов.
Упражнение 311: проверка правописания слов с орфограм мами по цепочке.
В это время ученик выписывает на доску словосочетания, н e которых зависимое слово присоединено к главному при помощи “предлога.
Комментарий. Вытащенные на берег; образовали на песке; ); заняться в такую погоду; несшийся с холмов; несшийся в пусто ту; пребывание на воздухе; выманивали из дома; выходил на мос тик; настланный по рядам; обнажённое у берегов; поспевающей за волнами; бежали с грохотом; бежали к горизонту; несущихся в отчаянии; несущихся к утешению.
III . Словарная работа
– Выпишите слова, помещенные в рамках на 143-144, составьте
с ними предложения.
Впоследствии, фантазия.
IV . Самостоятельная работа
– Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки
препинания, сделайте морфологический разбор предлогов.
(Предложения записаны на доске.)
Примечание: после выполнения работы проводится разбор в классе.
(На)канунема…ча с футболистами обстоятельно побеседо вал профе(с, ее)…опальный пс.холог пр…глаш…(н, нн)ый трен… ром в (з, с)борную ещ… в прошлом с…зоне.
Благодаря сказово… повествовани… у читателя возн…кает увере(н, нн)ость в правдивости поведа(н, нн)ой истори…
Только на гла…ких поверхн…стях краскаложит…сяровно без полос и по…теков (по)этому подготовка стен должна быть очень т…отельной.
Ответы:
Накануне матча с футболистами обстоятельно побеседовал профессиональный психолог, приглашенный тренером в сборную еще в прошлом сезоне.
Благодаря сказовому повествованию у читателя возникает уверенность в правдивости поведанной истории.
Только на гладких поверхностях краска ложится ровно, без полос и потеков, поэтому подготовка стен должна быть очень тщательной. Домашнее задание
§ 53.
Упражнение 310.
Подготовка к практической работе.