Уроки 108-109. Слитное и раздельное написание производных предлогов

0
593
науки информатики

Уроки 108-109. Слитное и раздельное написание производных предлогов

Цели: показать условия выбора слитного и раздельного написа­ ния производных предлогов; научить отличать производные пред­ логи от самостоятельных частей речи; развивать навыки анализа ) предложения.

Методические приемы: анализ сочинений, объяснения учителя, элементы сопоставительного анализа, выполнение упражнений, сло­ варная работа, лингвистический разбор, самостоятельная работа.

Ход урока 1

Щ. Чтение и обсуждение нескольких творческих работ

II . Изучение нового материала

1. Слово учителя.

Самое важное в этой теме – научиться правильно определять часть речи, а это, как мы знаем, возможно лишь в контексте, в предло­ жении. Сопоставим предложения, запишем их на доске и в тетрадях:

В течении этой горной реки встречается много непроходимых порогов.

В течение нашей мирной жизни неожиданно ворвалось тре­ вожное известие.

В течение часа необходимо решить контрольную работу.

На слух первые слова каждого предложения совершенно одинако­вы. Посмотрим, от каких членов предложения зависят эти первые сло­ ва, выделим словосочетания, определим падеж, где это возможно:

Встречается где? в течении (предложный падеж существи­ тельного течение). Речь идет о течении реки.

Ворвалось куда? в течение (винительный падеж существитель­ ного течение). Речь идет о течении жизни.

Решить когда? за какое время? в течение часа. Речь идет о вре­ мени. Выражение можно заменить синонимичным сочетанием с предлогом: за час.

Вывод: в третьем случае перед нами предлог, образованный из сочетания существительного с предлогом.

Предлог – неизменяемая служебная часть речи, значит всегда пишется одинаково, к нему часто можно подобрать синонимичный предлог: в течение суток {за сутки), в течение жизни {за жизнь), в течение некоторого времени {за некоторое время). Ясно, что предлог имеет временное значение. К предлогу нельзя поставить вопрос, он не является членом предложения. Обратим внимание, что на конце этого производного предлога пишется буква е.

Попробуем первые слова второго предложения заменить на сочетание с предлогом: за жизнь – предложение потеряло смысл. Заменим второе предложение синонимичным:

Течение нашей мирной жизни неожиданно изменило тревожное известие.

Подробно разобрав один пример, мы получили ключ к логиче­ ским рассуждениям, необходимым при анализе предложений и слов, из которых они состоят.

Упомянем лишь, что производные предлоги, образованные на основе наречий, пишутся слитно: бежать впереди паровоза {перед паровозом), пешеходы вышли навстречу друг другу {друг к другу). Слитное и раздельное написание производных предлогов придется запомнить.

Самостоятельное чтение и изучение теоретического мате­ риала учебника § 53, с. 142-143.

Словарная работа.

– Выпишем предлоги из § 53 в словарики, составим с ними словосочетания:

Слитно:

Направились навстречу приехавшим; неурожай вследствие засухи; антенна наподобие тарелки; корень дерева вроде рогов; поговорить насчёт приема на работу; отказать ввиду отсут­ ствия мест; вымой посуду вместо меня; выиграли, несмотря на мощное сопротивление противника.

Раздельно:

напишу в течение дня; познакомимся поближе в продолжение путешествия; опоздал по причине поломки автобуса; обмотал про­ вод изолентой в целях безопасности; ветер со стороны моря.

III. Выполнение упражнений

Упражнение 308: комментированное письмо (выполняется на доске и в тетрадях); объяснение орфограмм; словообразовательный разбор и разбор по составу слова опасности.

Упражнение 309: комментированное письмо; применение знаний по синтаксической синонимии.

Домашнее задание 1- § 53.

2. Упражнение 311.

Ход урока 2

I . Лингвистическая разминка

– На прошлом уроке мы говорили о предлогах-синонимах. А существуют ли предлоги-антонимы? Приведите примеры тех и других. Предлоги-синонимы: вследствие – из-за; около – у, в тече­ние – в продолжение, за; наподобие – вроде; навстречу – к; со стороны – с; позади – за; благодаря – из-за и т. д.

Предлоги-антонимы: с – без; из – в; над – под; перед – позади; до – после; к-отчг. д.

II. Проверка домашнего задания

Рассказать о случаях слитного и раздельного написания про изводных предлогов.

Упражнение 311: проверка правописания слов с орфограм мами по цепочке.

В это время ученик выписывает на доску словосочетания, н e которых зависимое слово присоединено к главному при помощи “предлога.

Комментарий. Вытащенные на берег; образовали на песке; ); заняться в такую погоду; несшийся с холмов; несшийся в пусто ту; пребывание на воздухе; выманивали из дома; выходил на мос тик; настланный по рядам; обнажённое у берегов; поспевающей за волнами; бежали с грохотом; бежали к горизонту; несущихся в отчаянии; несущихся к утешению.

III . Словарная работа

– Выпишите слова, помещенные в рамках на 143-144, составьте
с ними предложения.

Впоследствии, фантазия.

IV . Самостоятельная работа

– Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки
препинания, сделайте морфологический разбор предлогов.
(Предложения записаны на доске.)

Примечание: после выполнения работы проводится разбор в классе.

(На)канунема…ча с футболистами обстоятельно побеседо­ вал профе(с, ее)…опальный пс.холог пр…глаш…(н, нн)ый трен… ром в (з, с)борную ещ… в прошлом с…зоне.

Благодаря сказово… повествовани… у читателя возн…кает увере(н, нн)ость в правдивости поведа(н, нн)ой истори…

Только на гла…ких поверхн…стях краскаложит…сяровно без полос и по…теков (по)этому подготовка стен должна быть очень т…отельной.

Ответы:

Накануне матча с футболистами обстоятельно побеседовал профессиональный психолог, приглашенный тренером в сборную еще в прошлом сезоне.

Благодаря сказовому повествованию у читателя возникает уверенность в правдивости поведанной истории.

Только на гладких поверхностях краска ложится ровно, без полос и потеков, поэтому подготовка стен должна быть очень тщательной. Домашнее задание

§ 53.

Упражнение 310.

Подготовка к практической работе.