УРОК86. ОДНА И ДВЕ БУКВЫ Н В СУФФИКСАХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

0
727

1. Проверка домашнего задания.

2. Лингвистическая задача.

– Прочитайте слова, правильно поставив ударение:

алычовый – грушевый.

– Как знание правила «Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных» помогло вам?

– Образуйте от этих существительных прилагательные. Проставьте ударения, выделите суффиксы.

Камыш, ключ, еж, нож, спаржа, сторож, холст, кумач.

3. Работа с предложением.

Утро было солнечное безветре..ое но не жаркое.

– Каким вы представили себе утро?

– Что помогло автору создать такую картину?

– Объясните подчеркнутые орфограммы.

– Подберите к прилагательному безветренное пару «предлог + существительное» по образцу: бесчувственный – без чувств.

– Выделите в этом слове все известные вам морфемы.

– В какой морфеме находятся пропущенные буквы?

– Сегодня на уроке мы будем изучать правило выбора Н и НН в суффиксах прилагательных. После этого мы вставим пропущенные буквы.

4. Работа с теоретическим материалом.

Составление алгоритма.

– Прочитайте правило на с. 132 учебника.

– Что нужно выяснить о прилагательном с ошибкоопасным местом прежде, чем применять правило? (Выяснить, не относится ли оно к исключениям.)

– Назовите все исключения.

– Затем нужно определить, от какой части речи образовано прилагательное: от существительного или глагола.

– Прилагательные, образованные от глаголов, мы будем изучать в 7 классе.

– Что нужно делать дальше, если прилагательное образовано от существительного? (Определить, с помощью каких суффиксов.)

По ходу рассуждения составляется алгоритм (ученики – в тетради, учитель – на доске).

1. Определяю, относится ли слово к исключениям

Да

Нет

Пишу по памяти

2. Определяю, от какой части речи образовано прилагательное

От существительного

3. Определяю, как образовано прилагательное

С помощью суффиксов
-енн-, -онн-,

С помощью суффиксов
-ин-, -ян-, -ан.

От основы

на -н-

Пиши –нн

Пишу –н

Пишу –нн

4. Закрепление материала.

– Поучимся находить исключения в тексте. Сейчас я буду читать отрывки из стихотворений. Ваша задача – хлопнуть в ладоши, как только услышите прилагательное-исключение.

1) Пряный вечер. Гаснут зори.

По траве ползет туман.

У плетня на косогоре

Забелел твой сарафан.

2) Мир тебе, полевая солома,

Мир тебе, деревянный дом!

3) Цветите, юные! И здоровейте телом!

У вас иная жизнь, у вас иной напев.

4) Поэты – все единой крови.

5. Лингвистическая задача.

– Почему в слове старинный пишется НН?

– Сейчас я прочитаю шутливое стихотворение. Ваша задача – записать в тетрадь прилагательные на это правило.

Туман одно включает н,

Но если вечер был туманный,

В основе н и суффикс н,

И получается два н,

Запомним этот случай странный.

Осел ударил в барабан,

И звук раздался барабанный,

Из бани выскочил баран,

За ним вдогонку веник банный.

Проверка записанных прилагательных, морфемный разбор.

6. Упражнения 318, 319.

7. Работа по вариантам.

Из упражнения 320 учащиеся I варианта выписывают прилагательные с суффиксами –енн-, –онн-, учащиеся II варианта – с суффиксом –н-.

Проверка.

Самостоятельно выписать прилагательные с суффиксом –ан– (-ян-).

8. Итог урока.

– Что нужно делать, если вам встретится прилагательное, образованное от глагола? (Спросить у учителя, как его писать, или посмотреть в словаре.)

– Назовите все условия написания НН в прилагательных.

– Вставьте пропущенную букву в предложение, с которым мы работали в начале урока.

Домашнее задание: упражнение 321.