1. Проверка домашнего задания.
2. Лингвистическая задача.
– Прочитайте слова, правильно поставив ударение:
алычовый – грушевый.
– Как знание правила «Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных» помогло вам?
– Образуйте от этих существительных прилагательные. Проставьте ударения, выделите суффиксы.
Камыш, ключ, еж, нож, спаржа, сторож, холст, кумач.
3. Работа с предложением.
Утро было солнечное безветре..ое но не жаркое.
– Каким вы представили себе утро?
– Что помогло автору создать такую картину?
– Объясните подчеркнутые орфограммы.
– Подберите к прилагательному безветренное пару «предлог + существительное» по образцу: бесчувственный – без чувств.
– Выделите в этом слове все известные вам морфемы.
– В какой морфеме находятся пропущенные буквы?
– Сегодня на уроке мы будем изучать правило выбора Н и НН в суффиксах прилагательных. После этого мы вставим пропущенные буквы.
4. Работа с теоретическим материалом.
Составление алгоритма.
– Прочитайте правило на с. 132 учебника.
– Что нужно выяснить о прилагательном с ошибкоопасным местом прежде, чем применять правило? (Выяснить, не относится ли оно к исключениям.)
– Назовите все исключения.
– Затем нужно определить, от какой части речи образовано прилагательное: от существительного или глагола.
– Прилагательные, образованные от глаголов, мы будем изучать в 7 классе.
– Что нужно делать дальше, если прилагательное образовано от существительного? (Определить, с помощью каких суффиксов.)
По ходу рассуждения составляется алгоритм (ученики – в тетради, учитель – на доске).
1. Определяю, относится ли слово к исключениям |
|||
Да |
Нет |
||
Пишу по памяти |
2. Определяю, от какой части речи образовано прилагательное |
||
|
От существительного |
||
3. Определяю, как образовано прилагательное |
|||
С помощью суффиксов |
С помощью суффиксов |
От основы на -н- |
|
Пиши –нн– |
Пишу –н– |
Пишу –нн– |
4. Закрепление материала.
– Поучимся находить исключения в тексте. Сейчас я буду читать отрывки из стихотворений. Ваша задача – хлопнуть в ладоши, как только услышите прилагательное-исключение.
1) Пряный вечер. Гаснут зори.
По траве ползет туман.
У плетня на косогоре
Забелел твой сарафан.
2) Мир тебе, полевая солома,
Мир тебе, деревянный дом!
3) Цветите, юные! И здоровейте телом!
У вас иная жизнь, у вас иной напев.
4) Поэты – все единой крови.
5. Лингвистическая задача.
– Почему в слове старинный пишется НН?
– Сейчас я прочитаю шутливое стихотворение. Ваша задача – записать в тетрадь прилагательные на это правило.
Туман одно включает н,
Но если вечер был туманный,
В основе н и суффикс н,
И получается два н,
Запомним этот случай странный.
Осел ударил в барабан,
И звук раздался барабанный,
Из бани выскочил баран,
За ним вдогонку веник банный.
Проверка записанных прилагательных, морфемный разбор.
6. Упражнения 318, 319.
7. Работа по вариантам.
Из упражнения 320 учащиеся I варианта выписывают прилагательные с суффиксами –енн-, –онн-, учащиеся II варианта – с суффиксом –н-.
Проверка.
Самостоятельно выписать прилагательные с суффиксом –ан– (-ян-).
8. Итог урока.
– Что нужно делать, если вам встретится прилагательное, образованное от глагола? (Спросить у учителя, как его писать, или посмотреть в словаре.)
– Назовите все условия написания НН в прилагательных.
– Вставьте пропущенную букву в предложение, с которым мы работали в начале урока.
Домашнее задание: упражнение 321.