Урок «Зачем люди общаются» (§ 3)

0
613
информатика

Назначение данного урока состоит в знакомстве учащихся с понятием «общение», формировании на доступном семиклассникам уровне представлений о содержании, целях и средствах общения.

План изучения нового материала

1. Что такое общение.

2. Цели общения.

3. Средства общения.

4. Особенности общения со сверстниками, со старшими и с младшими.

5. «Слово — серебро, молчание — золото».

Приступая к работе над темой урока, в целях концентрации внимания учащихся можно спросить, знакомы ли им слова «общение», «общаться»; слышали ли они их, употребляли ли в своей речи. Как правило, семиклассники дают утвердительные ответы на эти вопросы. Далее учитель может спросить, в каком смысле мы употребляем слова «общение» и «общаться». Ответы на данный вопрос послужат переходом к введению определения понятия «общение». С этой целью целесообразно обратить внимание учащихся на текст учебника и зачитать первый абзац раздела «Что такое общение».

Далее можно попросить учащихся ответить на вопрос, может ли человек жить, не общаясь с другими людьми. Как вариант можно предложить прочитать первый вопрос рубрики «Вспомни» в начале параграфа. Учащиеся без особого труда дадут отрицательный ответ. Завершить обсуждение вопроса можно чтением последнего абзаца первого раздела с акцентом на выводе, выделенном курсивом: «ребёнок, выросший без общения с людьми до пяти-шести лет, не может уже развиваться как человек».

Содержание рубрики «Путешествие в прошлое», раскрывающее значение, которое придавалось общению с древних веков, может быть изложено одним из учеников, заранее ознакомившимся с ним и подготовившим пересказ учебного текста по просьбе учителя. Переходя к изучению раздела «Каковы цели общения», уместно поставить вопрос: «Зачем людям общаться?» Заслушав ответы, учитель подытоживает мнения учащихся и подводит их к выводу, данному в учебнике: общение необходимо, чтобы «делать что-то вместе, научиться или научить чему-то, поделиться чувствами, мыслями, опытом, добиться взаимопонимания».

В ходе знакомства с материалом раздела полезно остановить внимание на фрагменте текста: «общаться можно и с другим человеком, и с природой, и с любимым питомцем, и с книгой, и даже со своими игрушками». Без специальной проработки эти строки не будут верно поняты учащимися. Важно довести до их понимания, что коллекционирование игрушек или пикник на природе часто не перерастают в общение. Взаимодействие с неодушевлёнными предметами, природой, домашними животными тогда становится общением, когда эти предметы и существа мы мысленно наделяем свойствами человека, и они как бы оживают для нас. Мы обращаемся к ним, и они как будто разговаривают с нами, выражают свои чувства, разделяют наши переживания. Можно попросить учащихся привести примеры такого общения из прочитанных книг и из личной жизни (например, ситуации общения с домашними животными, когда собака или кошка разделяла грустное или радостное настроение, оказывала поддержку; общение с книгой, когда хотелось, чтобы её герой, мальчишка или девчонка, стал бы товарищем, другом).

Далее на образных примерах раскрываются различные варианты общения (ритуальное общение, общение для получения какой-то личной практической пользы), наполняется конкретным содержанием тезис о том, что самая главная цель общения — это общение ради самого общения. Возможно привлечение соответствующих абзацев текста раздела «Каковы цели общения» и рубрики «Поэтическое слово ».

Отдельный акцент при изучении данного раздела целесообразно сделать на том, что в ходе общения происходит прежде всего обмен информацией. Слова «обмен информацией» учитель может в качестве опорного словосочетания записать на доске. Далее уместно попросить учащихся найти в учебнике различные значения словосочетания «обмен информацией»: что мы подразумеваем, когда произносим эти слова? По просьбе учителя семиклассники, изучив предпоследний абзац раздела, наполняют данное выражение конкретным смыслом, тем самым уясняя всю его многоплановость.

Завершает изучение раздела вопрос: что происходит с людьми в результате общения? Учитель, опираясь на текст учебника, сообщает, что, принимая и усваивая информацию, передавая свою информацию в ответ, люди меняются. Вот почему целью и результатом общения можно считать и развитие самого человека.

Изучение раздела «Как люди общаются» рекомендуем строить на основе рассказа учителя с обращением к отдельным фрагментам учебного текста, рисункам к параграфу и

рубрике «Картинная галерея». В частности, следует адресовать учащихся к абзацам, в которых есть термины «речевое общение» и «неречевое общение». Можно попросить двух учащихся по очереди прочитать вслух соответствующие строки.

По ходу рассказа целесообразно записывать на доске перечень средств (способов) общения: речь, взгляд, мимика, движения, позы, жесты, прикосновения, голос, интонация.

У древних греков существовало специальное искусство подражания всем жестам и движениям людей. Причём у этого искусства было столько подвидов, что из их названий голландский историк и философ Ян Мерсиус создал специальный словарь. Среди жестов, которым учило это искусство, были и просто красивые жесты, и жесты, обладающие определённым значением, которые, если можно так выразиться, являлись немой речью. Изобрела язык жестов, по преданию, муза Полигимния.

При наличии времени возможно использование дополнительного материала, вызывающего значительный интерес учащихся, — сравнение способов передачи информации людьми и животными.

Текст учебника знакомит учащихся с тем, что общение может осуществляться как в процессе любой деятельности человека, например производственной, так и при помощи специализированной формы — речевой деятельности или другой деятельности, использующей знаки. У животных, в отличие от человека, имеются более простые — не знаковые, а сигнальные — способы передачи информации, иногда неправильно называемые «языком животных».

Сигналы, передаваемые животными (специфические — химические, механические, оптические, акустические, электрические и др. или неспецифические — сопутствующие дыханию, движению, питанию и т. п.), воспринимаются соответствующими рецепторами: органами зрения, слуха, обоняния, вкуса, кожной чувствительности, органами боковой линии (у рыб), термо- и электрорецепторами. Такое «общение» облегчает поиски пищи и благоприятных условий обитания, обеспечивает защиту от врагов и вредных воздействий. Без него невозможны встреча особей разного пола, взаимодействие родителей и потомства, формирование групп (стай, стад, роёв, колоний и др.) и регуляция отношений между особями внутри них (территориальные отношения, иерархия и т. п.).

Например, пение птиц, ритмическое повторение системы звуковых сигналов — особая, присущая многим птицам форма сигнализации и общения. «Лексикон» певчих птиц включает до тридцати основных сигналов, комбинирующихся между собой. Сложная структура многих сигналов позволяет узнавать персонально брачного и группового партнёра. У ряда видов птиц звуковой контакт между родителями и птенцами устанавливается, когда птенцы ещё находятся в яйце. Пчёлы, найдя медоносные растения, способны с помощью «танца» передать другим собратьям информацию о местоположении найденной пищи и о расстоянии до неё.

Повысить интерес к материалу поможет обращение к рисункам и работа с ними по вопросам, предложенным в соответствующих частях учебного текста.

Усвоению материала о способах общения с помощью наглядных средств поможет рубрика «Картинная галерея» — репродукция картины В. Г. Перова «Охотники на привале» (1871). Картина запечатлела общение охотников. Разглядывая картину, мы учимся не только фиксировать факт общения людей друг с другом и с природой, но и вдумываться в содержание этого общения.

Перед нами три охотника, расположившиеся на отдыхе. Видно, что они довольны собой, так как уже могут похвастаться своими трофеями. Один из охотников с увлечением что-то рассказывает, возможно охотничью байку. Глаза его горят, он эмоционально напряжён. Заметно, что он вкладывает всю душу в свой рассказ, скорее всего преувеличивая случившееся. Второй же доверчиво, с большим интересом слушает его: по выражению его лица можно предположить, что он искренне верит рассказчику, в отличие от третьего охотника, спокойно расположившегося на земле. Тот ухмыляется, относясь с иронией к тому, что слышит. Кажется, что он занят своими мыслями и мало заинтересован в рассказываемой истории.

Но когда мы смотрим на это полотно Перова, у нас создаётся впечатление не только спокойствия и беззаботности, мы чувствуем напряжённость. Художник достигает этого изображением пейзажа. Есть что-то тревожное в окружающей природе: дует пронизывающий ветер, колышется трава, в небе кружат птицы. Беззащитно-голыми выглядят ветки у ног второго охотника. Небо затянуто тучами, возможно, приближается гроза. Природа противопоставлена охотникам на привале с их непринуждёнными позами, со спокойно разложенными на земле вещами.

Картина «Охотники на привале» сразу вызвала у зрителей интерес и даже восторг, привлекла своим юмором, азартом, бахвальством, что так присуще людям страстным до охоты. «Охотники на привале» сразу стали одной из самых любимых и популярных в народе картин. Перов задумал картину как шутку, анекдот, но с течением времени она всё сильнее пробуждает другие мотивы. В наше время мы всё чаще испытываем грусть от недостатка общения с природой, желание побыть наедине с ней.

Активизации внимания учащихся и более глубокому усвоению содержания послужит упражнение, предложенное в последнем абзаце раздела «Как люди общаются». Выделяя среди способов общения голос и интонацию, можно предложить учащимся по-разному произнести слова «здравствуйте» и «молодец» — так, чтобы с помощью интонации менять их значение. После каждого желающего, продемонстрировавшего разное произношение этих слов, важно получить от класса ответы на вопросы: какой смысл вложен в это слово с помощью данной интонации? Какие чувства переданы с помощью голоса?

Данное упражнение послужит логическим мостиком к изложению содержания рубрики «Жил на свете человек», посвящённой Ю. Б. Левитану — мастеру особой выразительности слова. Будучи диктором радио, он читал важнейшие официальные сообщения, в том числе в период Великой Отечественной войны. Дикторский стиль Левитана отличался высокой актёрской культурой, строгой возвышенностью, мужественностью интонации и одновременно ясностью, простотой, доступностью. Сообщение о Левитане может заранее подготовить по просьбе учителя один из семиклассников.

Раздел «Особенности общения со сверстниками, со старшими и с младшими» целесообразно предложить учащимся прочитать самостоятельно. Самостоятельную работу уместно предварять вопросами, требующими ответа после прочтения.

1. Почему со сверстниками легче общаться, чем со старшими или с младшими?

2. Что помогает общению со старшими?

3. Что облегчает общение с теми, кто младше тебя?

4. Какие слова можно записать в общий, универсальный рецепт общения?

Последний раздел параграфа «Слово — серебро, молчание — золото» направлен на осмысление того, насколько сложно и одновременно важно для результативного общения

умение понимать и разделять чувства другого человека. Эта мысль на основе текста учебника должна быть понятно и эмоционально изложена учителем. При наличии времени можно остановиться на примерах, раскрывающих чувства человека, которого не поняли, переживания которого не были приняты во внимание и не нашли отклика.

Уместно сказать, что немногим людям умение понимать и разделять переживания другого дано от природы. Это умение можно и важно в себе развивать. И тогда с тобой всегда будут хотеть общаться, ты никогда не будешь одинок.

При наличии времени советуем выполнить в классе задания 7 и 8 рубрики «Проверь себя».

Задание 7 имеет особое воспитательное значение. Оно построено на анализе качеств личности, которые влияют на общение, помогая ему или осложняя его. Перечень качеств, данных в задании, можно продолжить, если учащиеся будут по очереди называть по одному качеству, влияющему на общение. Можно организовать запись на доске тех качеств, которые помогают общению. Обращаем внимание: записывать следует только те качества, которые будут признаны важными для общения всеми учащимися. Такие действия по выработке коллективного мнения способствуют оптимизации личностных контактов учащихся, развитию навыков общения.

Задание 8 может оказаться сложным для самостоятельного выполнения. Учитель может предложить вспомогательное задание:

«Закончи следующие предложения, записав вместо многоточия то, что ты нередко чувствуешь, общаясь с другими людьми: „Меня радует, когда…”, „Меня огорчает, когда…”, „Меня злит, когда…”, „Мне нравится, если…”,

„Мне не нравится, если….” и т. д.»

Формулируя и вписывая вместо пропусков свои собственные слова, учащиеся учатся прислушиваться к своим внутренним побуждениям и желаниям, к своим ощущениям, переживаниям. По завершении работы учитель может

предложить тем, кто хочет лучше понимать и чувствовать друг друга, обменяться своими записями.

В качестве домашнего задания целесообразно дать вопросы рубрик «Проверь себя», «В классе и дома», не рассмотренные на уроке, а также материал раздела «Учимся понимать людей и устанавливать контакты». Выполнение двух заданий рубрики «В классе и дома» на следующем уроке может быть проверено в нетрадиционной форме. По заданию 3 возможно блиц-соревнование между рядами (каждый ряд по очереди предлагает подходящее словосочетание, выигрывает тот, который произнесёт своё словосочетание последним). По заданию 7 возможен обмен мнениями между «спикерами» от каждого ряда с учётом убедительности обоснований каждым из них собственной позиции.