Урок «Виновен — отвечай» (§ 10)

0
808
текстуры

Главная задача темы — способствовать формированию уважения к закону.

Вместе с тем новый аспект в характеристике закона, который будет внесён на уроках по данной теме, добавляет новые возможности в решение этой задачи. Учащиеся знают, что закон способствует утверждению в обществе порядка, справедливости, свободы. Уважение к закону проявляется прежде всего в знании закона. А знание его требований помогает законопослушному человеку так строить своё поведение, чтобы не нарушать общественного порядка, не ущемлять прав и свобод других людей. Следовательно, уважение к закону не только знание его требований, но и добровольное их выполнение.

Однако закон не ограничивается лишь установлением определённого порядка. На уроках по этой теме рассматривается особая роль закона как надёжного защитника порядка. Ученики приходят к мысли, что за любым нарушением неотвратимо следует наказание — в этом проявляется сила закона. Но и тогда, когда закон наказывает нарушителя, он продолжает защищать порядок и восстанавливает справедливость. Эти особенности закона, о которых пойдёт речь на уроках, служат основанием для формирования положительного отношения к нему.

План изучения нового материала

1. Законопослушный человек.

2. Противозаконное поведение.

3. Закон наказывает нарушителя.

Возможен вариант комбинированного урока, где объяснение учителя сочетается с организацией самостоятельной работы учащихся и с беседой.

Перед началом разговора о законопослушном человеке полезно рекомендовать учащимся прочитать в учебнике фрагмент письма ученика 9 класса из книги Н. И. Ветрова «Если бы я знал закон» и задать классу несколько вопросов, приведённых в конце текста. Эти вопросы не требуют немедленного ответа, они создают проблемную ситуацию, и учитель помогает школьникам подумать над ними в ходе урока.

Создав таким образом эмоциональный настрой, можно перейти к изучению первого пункта плана. Советуем организовать беседу на тему о законопослушном человеке, поставив, например, такие вопросы: как вы понимаете слово «законопослушный»? Кого можно назвать законопослушным человеком? Почему законопослушный человек вызывает уважение? Какую главную черту поведения законопослушного человека вы можете выделить?

В результате беседы при помощи учителя учащиеся приходят к выводу, что именно уважение к закону есть основная черта, характерная для поведения законопослушных людей. Чтобы закрепить выводы беседы, учитель может предложить школьникам объяснить, в чём состоит суть законопослушного поведения, и помочь им сформулировать краткое заключение: законопослушным называется поведение, соответствующее требованиям закона.

Развивая тему далее, можно спросить семиклассников: почему законопослушное поведение полезно для общества? Как принято называть поведение, противоположное законопослушному? Приведите примеры такого поведения. Завершая обсуждение, целесообразно предложить учащимся прочитать в учебнике предпоследний абзац подтемы «Законопослушный человек», в котором даны примеры мелкого нарушения порядка.

Перейти ко второму пункту плана можно через привлечение внимания учащихся к особенностям мелких нарушений порядка, которые зачастую неожиданно для самого нарушителя могут перерасти в серьёзное нарушение закона.

Это очень важный момент урока — осознание эфемерности той грани, которая отделяет мелкое нарушение порядка от более крупного и тяжёлого. Классу можно поставить вопросы: почему юристы постоянно предупреждают, что от мелкого нарушения до крупного всего один шаг? Что означает это образное выражение «один шаг»? Раскройте его смысл на примерах.

Учащимся предлагается проявить некоторую долю фантазии и высказать предположения о развитии ситуации, начавшейся с мелкого беспорядка и неожиданно переросшей в серьёзное нарушение. Примеры мелких нарушений приведены в учебнике, но будет хорошо, если учащиеся приведут свои примеры.

Беседа даст возможность прийти к заключению, что каждое крупное нарушение порядка отличается от мелкого тем, что в результате происходит нарушение закона. На этой основе учитель поможет классу сделать ещё одно обобщение: противозаконным называют поведение, которое запрещено законом; оно приносит людям, обществу вред.

Третий пункт плана наиболее объёмный. Можно выделить несколько этапов работы.

Вначале прорабатывается материал рубрики «Путешествие в прошлое». Её содержание изложено доступно, поэтому можно предложить школьникам прочитать текст самостоятельно, опустив последний абзац с выводами. Пусть школьники сделают выводы самостоятельно. Выслушав их ответы, учитель предложит сопоставить выводы учащихся с изложенными в учебнике. Главное — подчеркнуть мысль, что общество издавна считает необходимым наказывать нарушителей установленных правил. Вместе с тем также издревле общество стремилось добиться определённой справедливости по отношению к провинившемуся, отсюда — попытки установить равновесие (адекватность) между нарушением и наказанием.

Следующий этап — короткий теоретический материал о различных видах нарушений. Приступая к его изучению, можно поставить проблемные вопросы: как добиться справедливости при назначении наказания? Из чего следует исходить? Какое наказание можно считать справедливым?

Далее либо учитель сам объяснит материал, либо учащиеся самостоятельно знакомятся с разделом параграфа «Закон наказывает». В результате знакомства с данным материалом выясняется, что современные юристы ставят наказание в зависимость от вреда, причинённого нарушителем закона. Таким образом, если учитывать, какой вред принесло нарушение, можно установить справедливое наказание. Исходя из этого принципа, все виды нарушений разделяют на две большие группы: 1) очень вредные на-

рушения и 2) менее вредные нарушения. Подчёркивается, что особенно строго закон наказывает за очень вредные нарушения.

После теоретических разъяснений рекомендуем подробно назвать нарушения, относящиеся к каждой из групп. Если нет заранее изготовленного плаката-постера, можно, разделив доску на две части, выписать наиболее часто повторяющиеся очень вредные и менее вредные нарушения в рамках материала, изложенного в учебнике. Рекомендуем учителю пояснить, что очень вредные нарушения и соответствующие им наказания подробно описаны в Уголовном кодексе РФ, о котором учащиеся уже знают. Хорошо, если учитель найдёт возможность познакомить учащихся с какой-либо статьёй УК (например, со статьёй 15 «Категории преступлений», статьёй 44 «Виды наказаний» и т. д.). Менее вредные нарушения предусмотрены, например, в Кодексе об административных правонарушениях РФ, Трудовом кодексе РФ. Есть они также и в Правилах внутреннего распорядка учебных заведений.

Последний этап работы — разговор о несовершеннолетних нарушителях, т. е. о детях до 18 лет. Советуем познакомить класс с наиболее типичными нарушениями. Желательно, чтобы учащиеся сами прочли фрагмент текста учебника, где говорится о таких нарушениях, и затем ответили на поставленные в конце фрагмента вопросы. Обязательно следует обратить внимание учащихся на то, как относится закон к несовершеннолетним нарушителям. Важно коснуться вопроса о воспитательно-трудовых учреждениях (этот текст пусть прочтут сами учащиеся). Завершая работу, советуем поставить классу вопрос, подчёркивая при этом, что государство не мстит нарушителю, а помогает ему исправиться: с какой целью государство наказывает нарушителей?

Изучение материала параграфа желательно завершить чтением вслух рубрики «Учимся уважать закон».

Другим вариантом работы может стать увеличение или уменьшение доли самостоятельной деятельности учащихся. В тексте учебника такая возможность предусмотрена: даются проблемные вопросы и вопросы для самопроверки; материал написан доступно, включает ряд интересных фактов; есть также указания на некоторые правовые документы, с которыми можно познакомить учащихся. Выбор варианта зависит от конкретной ситуации, наличия времени, уровня развития школьников, подготовленности самого учителя и т. д.