Данная тема является логическим завершением экономического раздела курса обществознания 7 класса. Она подытоживает ранее полученные знания и проецирует их на понятный ученику объект — семью. Кроме того, уроки по этой теме интересны в контексте установления межпредметных интегративных связей: с курсом истории, литературы, математики и др. Заметно активизирует деятельность учащихся и привлечение их жизненного опыта, практики ведения хозяйства в семье каждого из ребят.
План изучения нового материала
1. Какими ресурсами располагает семья (ресурсы семьи).
2. Финансовые ресурсы семьи.
3. Понятие «бюджет». Бюджет семьи.
4. Рациональное ведение хозяйства.
Вводная часть к уроку чрезвычайно важна, поскольку позволяет установить связь текущего материала с ранее изученным, повторить и осмыслить на новом уровне характеристики ряда важнейших понятий курса обществознания.
Целесообразно начать занятие с характеристики понятия «семья». Чем отличается семья от иных групп общества? Почему семью называют ячейкой общества? Какие функции она выполняет? Что объединяет членов семьи? Что такое семейное хозяйство?
Уместно рассмотреть все эти вопросы на примере конкретного, известного ученикам художественного произведения (литературного произведения, мультфильма или кинофильма), а потом совместно сделать обобщающие выводы.
Значимым в мировоззренческом и обучающем планах мостиком к изучению нового материала может стать решение проблемной задачи, связанной с коммунистическими идеями ряда авторов Средневековья, Нового и Новейшего времени. Обратимся к содержанию рубрики «Обсудим вместе». Учитель рассказывает об идее и попытках обобществления хозяйств отдельных семей в общем виде или на конкретном примере, в частности воззрений Т. Кампанеллы, практики создания коммун в Советской России, Китае или Камбодже и т. д. Учащимся предлагается оценить положительные и отрицательные последствия таких нововведений и выразить своё отношение к ним. Значимость данного задания не ограничивается только межпредметной интеграцией, пропедевтикой исторического курса: его выполнение способствует формированию ряда специальных предметных умений, критического отношения и критического анализа современных социальных процессов и явлений.
Далее учитель переходит к изложению материала о ресурсах семьи. Целесообразно выяснить, как учащиеся понимают смысл термина «ресурсы», в каких учебных дисциплинах они уже встречались с данным термином, попросить привести примеры ресурсов в предметном контексте. Количество звеньев схемы или столбиков в таблице определяется тем, сколько типов ресурсов будет рассмотрено. Для активизации деятельности учеников следует после объяснения сущности каждого из типов ресурсов семьи предложить подобрать примеры самостоятельно, с опорой на собственный жизненный опыт.
Другим вариантом проведения этого этапа урока может стать самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и заполнение той же схемы или таблицы. Чрезвычайно важно, чтобы ученики поняли, что ресурсы семьи многообразны и возможности ведения хозяйства не сводятся только к наличию или отсутствию достаточных финансовых средств.
Предметом специального рассмотрения являются финансовые ресурсы семьи.
Здесь мы вводим понятия «доходы» и «расходы», «источники дохода» и «расходные статьи».
Рассмотрение источников дохода семьи должно осуществляться в тесной связи с ранее изученным материалом, в частности с темами, касающимися собственности, затрат и прибыли предприятия, квалификации работника, дисциплины и т. п. В качестве источников дохода семьи следует рассмотреть фиксированную (оклад) и сдельную заработную плату, пенсию, стипендию, ренту, банковский процент, дав понятные детям этого возраста пояснения о том, как он формируется, ссуду. Важно спроецировать теоретический материал на условия жизни семей учащихся, привести в качестве примеров свойственные данной территории источники доходов большинства семей. Также могут рассматриваться исторические или, например, литературные сюжеты и персоналии.
Далее вводятся понятия фиксированного и переменного дохода семьи. После необходимых пояснений целесообразно обратиться к заданию 1 рубрики «В классе и дома», в котором учащимся предлагается оценить характер доходов своей семьи.
Принципиально важным вопросом является проблема связи ресурсов, потребностей и трудовой деятельности членов семьи. Этот этап урока можно провести в форме групповой работы. Учитель разделяет учеников на группы и раздаёт группам карточки с заданиями: зафиксированы профессия, образование членов семьи, уровень и характер доходов, планы необходимых, но непосильных пока расходов. Группам предлагается спроектировать реальные и законные пути и способы получения средств и осуществления хотя бы части расходных планов. После небольшого обсуждения каждая группа представляет классу свою проблемную ситуацию и варианты её разрешения. Учитель и слушатели оценивают рациональность предложений и, возможно, выдвигают свои варианты решения. Задание является практико-ориентированным, имеет важное воспитательное значение.
Данная проблема может стать и предметом специального рассмотрения. Может ли ребёнок поправить или помочь поправить материальное положение своей семьи? С какими проблемами и опасностями он может столкнуться в своей трудовой деятельности? Почему государство не разрешает трудиться подросткам моложе 14 лет? Чем можно объяснить, что исключение сделано для работ в сфере искусства? Почему подросткам по закону разрешается выполнять только лёгкую работу? Приведите примеры такой работы. Является ли, на ваш взгляд, лёгкой работой расклейка объявлений, распространение листовок у станции метро, упаковка продуктов у кассы супермаркета и т. п.? Ряд вопросов для обсуждения может быть продолжен.
Также в качестве альтернативы можно построить данный фрагмент урока в виде групповой работы по обозначенному выше алгоритму, предложив группам в качестве заданий оценить законность конкретных ситуаций труда подростков. Например: «В 21.00 подросток 13 лет, работающий по договору в крупном супермаркете, собирал оставленные посетителями на улице тележки. Законно ли такое трудоустройство? Ответ поясните».
Следующим этапом урока является рассмотрение понятий «бюджет», «бюджет семьи». Целесообразно предложить учащимся самостоятельно прочитать соответствующий раздел параграфа учебника. Практическое освоение этого содержания можно провести в нескольких формах. Во-первых, предложить учащимся составить свой собственный бюджет (это пригодится для выполнения последующих практических заданий) или спроектировать бюджет своей семьи, какой-то известной реальной или вымышленной (известной по литературным произведениям, теле- или кинофильмам) семьи. Более сложным может стать решение задач индивидуально или в групповой форме: даётся описание семьи (количество её членов, их возраст, место работы, учёбы) и предлагается составить её примерный бюджет.
Выполнение данных заданий подводит учащихся к следующему смысловому разделу — «расходы семьи». Учитель поясняет, что все расходы делятся на обязательные и произвольные, учащиеся самостоятельно приводят примеры тех и других. В качестве тренировки целесообразно выполнить задание 2 рубрики «В классе и дома». Далее учащиеся возвращаются к составленным ранее вариантам бюджета и анализируют их рациональность в контексте полученных новых сведений (учтены ли обязательные расходы, не превышают ли произвольные расходы обязательные при лимитированных финансовых ресурсах семьи).
Другим интересным практико-ориентированным упражнением, выполняемым индивидуально или в группах, может стать задача следующего типа: дана фиксированная сумма доходов семьи из определённого количества человек; предлагается распределить эти средства на неделю по дням, чётко прописав обязательные расходы: предположить, например, какие расходы совершит семья москвичей из четырёх человек с фиксированным недельным доходом, например, 3500 рублей). Выполнение такого рода заданий развивает у учащихся навыки рационального поведения.
Заключительным этапом урока станет обсуждение путей рационального ведения домашнего хозяйства. В качестве отправной точки может быть использован текст учебника об А. Т. Болотове в рубрике «Жил на свете человек».
Далее работа может быть проведена в форме эвристической беседы с опорой на жизненный опыт учащихся. Особенно велико воспитательное значение этого элемента урока, поскольку целесообразно подвести учеников к мысли о необходимости посильного участия в домашнем труде, оценке домашнего труда как проявления любви и заботы об остальных членах семьи.
Другим вариантом может стать последовательное фронтальное выполнение заданий 4, 5, 6 и 7 рубрики «В классе и дома», которое следует завершить выводами, проецированными на реальную, повседневную жизнь самих учащихся.
Завершающий этап урока может быть построен и в варианте фронтальной или групповой работы, направленной на оценку рациональности ведения хозяйства конкретными персонажами, например с использованием задания 8 указанной выше рубрики. Выполнение этого задания также должно завершаться личностно значимыми для учащихся выводами.