Урок «Что значит жить по правилам» (§ 5)

0
982
литература

Задачи урока: познакомить учащихся с разнообразием социальных норм, определяющих отношения между людьми в обществе; раскрыть некоторые основания для классификации социальных норм; создать условия для практического освоения отдельных социальных норм (правил этикета или любых других по выбору учителя).

План изучения нового материала

1. Что такое социальные нормы.

2. Привычка, обычай, ритуал, обряд.

3. Правила этикета и хорошие манеры.

Оборудование урока может включать рисунки и плакаты, заранее выполненные учащимися на тему урока, карточки с описаниями ситуаций, требующих применения правил этикета.

Вариант 1. Работа с текстом учебника

В начале первого урока может быть организована вводная беседа по вопросам рубрики «Вспомни».

Мнения ребят, указанные в рубрике «Обсудим вместе», являются достаточно типичными. Обсуждение рубрики желательно провести в конце урока, когда его основное содержание будет усвоено учащимися.

Первый фрагмент текста параграфа может быть кратко изложен учителем, поскольку его основная мысль связана с разнообразием отношений в обществе, которые требуют от людей определённости в поведении.

В дополнение к рассказу учителя можно с помощью комментированного чтения разобрать фрагмент о словарном значении термина «правила», а также внимательно рассмотреть таблицу в тексте (с. 59).

Комментируя таблицу, полезно обратить внимание ребят на то, по каким причинам правила (нормы) включены в каждую графу.

Для закрепления этого фрагмента уместно обратиться к заданию 2 рубрики «В классе и дома».

Второй раздел параграфа посвящён социальным нормам, которые формировались в достаточно далёкие времена и продолжают сохраняться в обществе, обладая устойчивостью благодаря тому, что в них воплощён опыт поколений.

В данной части урока уместны примеры из истории, привлечение знаний ребят о традициях, об обычаях, обрядах разных народов мира. Особенно ценно, если ребята расскажут об этих видах социальных норм на примере истории того народа, к которому они себя относят. Если в классе есть представители разных национальностей, учителю желательно заранее поручить им подготовить рассказ о национальных традициях, об обрядах, о ритуалах.

Разговор о привычках следует выделить отдельно. Особенно важно уделить внимание тезису о вреде таких привычек, которые не только вредят здоровью или мешают нормальным взаимоотношениям, но и представляют социальную опасность, — пьянство, курение, наркомания.

Учитывая возраст учащихся и зная реальную социальную ситуацию ближайшего окружения, учитель может уделить больше внимания тем вредным привычкам, которые наиболее актуальны для данного класса.

Материал рубрики «Жил на свете человек» можно предложить ребятам прочитать дома самостоятельно. Можно спросить, чем интересна судьба Б. П. Шереметева? Какие события из жизни Б. П. Шереметева связаны с правилами поведения в обществе?

Второй урок темы можно целиком посвятить изучению фрагмента о правилах этикета. Текст не вызовет затруднений у школьников. Поэтому можно заменить чтение более активными формами работы: разыграть сценки, обратиться к шуточным стихам рубрики «Поэтическое слово», рассмотреть и прокомментировать рисунки, обсудить задание 5 рубрики «В классе и дома».

В классе можно также разобрать с учащимися фрагмент документа в рубрике «Путешествие в прошлое», причём важно, чтобы текст был понят ребятами. Убедиться в

этом можно, предложив им своими словами пересказать смысл прочитанного и прокомментировать.

В конце урока уместно вернуться к обсуждению задания «Обсудим вместе». При этом могут быть использованы правила дискуссии. Если они уже знакомы ребятам, их стоит вспомнить, если нет — предложить.

Материал рубрики «Учимся общаться в Интернете» может быть использован для домашнего чтения, особенно если в классе есть ребята, увлекающиеся компьютерными технологиями и владеющие техникой работы в сети Интернет.

В иных случаях можно предложить школьникам в качестве творческого домашнего задания придумать собственные правила этикета для современного семиклассника или придумать Правила семиклассника на каждый день. Обсуждение предложенных вариантов на следующем занятии можно совместить с проверкой других вопросов и заданий домашнего задания.

Вариант 2. Урок с элементами игры Упражнение 1. «Знакомство»

Учитель просит ребят назвать по одному правилу знакомства, принятому среди воспитанных людей. Правила называют все по очереди, пропуская тех, кто по каким-либо причинам не хочет этого делать.

Затем каждый участник занятия представляется по правилам этикета.

По итогам выбирается «Самый, самый…» — тот, кто лучше всех выполнил все принятые правила этикета.

Упражнение 2. «Кто больше?»

Кратко рассказав классу о многообразии различных правил и норм, существующих в обществе, или предложив учащимся самостоятельно прочитать соответствующий фрагмент параграфа, учитель просит учащихся назвать как можно больше видов правил (социальных норм). Для определения победителя вырабатываются правила, например, такие:

— Каждый может называть правила только после того, как получит разрешение учителя.

— Запрещается подсказывать или мешать отвечающему. За нарушение правила — штраф 1 балл.

— Тот, кто закончил называть правила, должен сказать слово «Всё!».

— Разрешается повторять то, что названо предыдущим участником упражнения, но этим нельзя ограничиться.

— Победителем является тот, кто назовёт больше всего правил или норм.

Упражнение 3. «Угадай обычай»

Желающим предлагается рассказать (или показать) один из обычаев. Остальные участники упражнения должны угадать, какой обычай представлен, и своими словами объяснить его смысл и значение.

Например, учащиеся могут показать сценку, иллюстрирующую обычай встречи почётных гостей хлебом-солью или поздравления с днём рождения (дергать за уши) и т. п. Упражнение 4. «Привычки полезные, бесполезные, вредные»

Учитель предлагает ребятам объединиться в несколько групп и за отведённое время (5—7 минут) придумать плакат (формат может быть небольшим) на тему упражнения. На плакате за отведённое время нужно нарисовать сюжет, посвящённый каждому виду привычки, и ясно выразить коротким текстом, какая это привычка — вредная, полезная или бесполезная.

Результаты упражнения обсуждаются сообща.

Важно, чтобы учитель не навязывал своего мнения и отношения к представленным работам ребят.

Упражнение 5. «Правила для джентльменов»

Для его выполнения предлагается пяти участникам (по желанию) выйти перед классом. Задание сообщается всему классу. Нужно в короткой сценке представить одно из

правил этикета. Правила, написанные на специальных карточках, заготавливаются заранее учителем и участникам не сообщаются. Участник достаёт карточку из лототрона (ящика, коробки, мешка), выбирает себе ассистентов из класса. Г руппа, сформированная таким образом, получает 1—2 минуты на обсуждение, а затем представляет короткую сценку. Класс по демонстрации сценки должен определить, какое правило было записано на карточке.

Примерные задания на карточках могут быть такие:

— Вас пригласили в гости к однокласснику на день его рождения. Г ости уже собрались. Входите вы, здороваетесь…;

— Подруга звонит по телефону. Во время разговора связь прервалась. Что вы будете делать?

— Получая справку или иной официальный документ в официальной организации, вы уходите … (что надо сделать перед уходом?).

— Вы решаете, чем занять гостей, которые мало знакомы друг с другом (предложите и покажите, как действовать в этой ситуации).

— За столом к чаю подали мёд. На столе есть ложка, хлеб, розетка. Как поступить по правилам этикета?

В заключение игры учитель подводит общий итог, обсуждаются позиции ребят, обозначенные в рубрике «Обсудим вместе», и определяются наиболее активные участники работы на уроке.

Домашнее задание при таком варианте урока полезно сосредоточить на тексте параграфа и фрагментах документов, включённых в него.

При подготовке карточек с заданиями учитель может использовать книгу: Панкеев И. А. Энциклопедия этикета для детей. — М., 2002.