УРОК 99. ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ЦЕЛЫЕ ЧИСЛА

0
810

1. Орфоэпическая минутка.

Принцип работы тот же, что и на предыдущем уроке.

Сетчатый, творогом, запамятовал, гюрза, ломтями, политым, ломоть.

Дрессировщик из 50-й квартиры держит дома сетчатого питона, кормит эту нечисть творогом. (Старик запамятовал: у дрессировщика не питон, а гюрза. И потчует он ее хлебом, нарезанным толстыми ломтями и политым оливковым маслом. Ломоть хлеба – на неделю).

2. Повторение.

1) Учащиеся представляют «запоминалки».

– Чтобы легче было запомнить числительные, изменяющиеся как существительные 3 склонения, нужно заметить общую черту.

Но для начала найдите среди перечисленных существительные 3 склонения:

ночь, дом, земля, дочь, ветер, помощь.

– Как вы определили их?

– Сравните концовки существительных 3 склонения и числительных второй группы.

ночь, дочь, помощь – шесть, пять, семь

Вывод: если простое числительное оканчивается на Ь, то оно изменяется по падежам так же, как существительное 3 склонения.

2) Диктант.

– Запишите эти числительные в родительном и творительном падежах.

Шесть, одиннадцать, шестнадцать, двадцать, три, один.

3. Работа с третьей группой числительных.

– Рассмотрите таблицу на с. 152.

– Какие две формы есть у числительных сорок, девяносто, сто?

Учитель убирает карточку, закрывающую вывод в схеме.

4. Упражнение 362.

5. Работа с четвертой группой числительных.

– Какие из этих существительных сложные:

килограмм, градусник, паровоз, учитель?

Обоснуйте.

– Какие из этих числительных сложные:

тридцать, шестьдесят, пятнадцать, пятьдесят?

Обоснуйте.

– Рассмотрите таблицу изменения сложных числительных. Сделайте вывод. Сравните свой вывод с выводом схемы.

6. Упражнение 363 (устно).

7. Работа с составными числительными.

– У составного количественного числительного, обозначающего целое число, склоняются все слова, из которых оно состоит. Если вы хорошо разобрались в изменении простых числительных по падежам, то вам не составит труда сделать то же с составными. Для этого только нужно увидеть в составном числительном простые и определить, к какой группе они относятся.

– Запишите словами и просклоняйте по падежам (по одному числительному на каждый вертикальный ряд учащихся):

756, 854, 940, 395, 123, 237.

8. Итог урока.

Игра «Продолжи ответ».

– Чем отличается склонение числительных:

пять, пятнадцать, пятьдесят, пятьсот?

Опираясь на схему, учащиеся рассказывают об особенностях изменения по падежам числительных. Учитель может прервать ответ ученика и попросить продолжить другого.

Домашнее задание: упражнение 364.