1. Орфоэпическая минутка.
Принцип работы тот же, что и на предыдущем уроке.
Сетчатый, творогом, запамятовал, гюрза, ломтями, политым, ломоть.
Дрессировщик из 50-й квартиры держит дома сетчатого питона, кормит эту нечисть творогом. (Старик запамятовал: у дрессировщика не питон, а гюрза. И потчует он ее хлебом, нарезанным толстыми ломтями и политым оливковым маслом. Ломоть хлеба – на неделю).
2. Повторение.
1) Учащиеся представляют «запоминалки».
– Чтобы легче было запомнить числительные, изменяющиеся как существительные 3 склонения, нужно заметить общую черту.
Но для начала найдите среди перечисленных существительные 3 склонения:
ночь, дом, земля, дочь, ветер, помощь.
– Как вы определили их?
– Сравните концовки существительных 3 склонения и числительных второй группы.
ночь, дочь, помощь – шесть, пять, семь
Вывод: если простое числительное оканчивается на Ь, то оно изменяется по падежам так же, как существительное 3 склонения.
2) Диктант.
– Запишите эти числительные в родительном и творительном падежах.
Шесть, одиннадцать, шестнадцать, двадцать, три, один.
3. Работа с третьей группой числительных.
– Рассмотрите таблицу на с. 152.
– Какие две формы есть у числительных сорок, девяносто, сто?
Учитель убирает карточку, закрывающую вывод в схеме.
4. Упражнение 362.
5. Работа с четвертой группой числительных.
– Какие из этих существительных сложные:
килограмм, градусник, паровоз, учитель?
Обоснуйте.
– Какие из этих числительных сложные:
тридцать, шестьдесят, пятнадцать, пятьдесят?
Обоснуйте.
– Рассмотрите таблицу изменения сложных числительных. Сделайте вывод. Сравните свой вывод с выводом схемы.
6. Упражнение 363 (устно).
7. Работа с составными числительными.
– У составного количественного числительного, обозначающего целое число, склоняются все слова, из которых оно состоит. Если вы хорошо разобрались в изменении простых числительных по падежам, то вам не составит труда сделать то же с составными. Для этого только нужно увидеть в составном числительном простые и определить, к какой группе они относятся.
– Запишите словами и просклоняйте по падежам (по одному числительному на каждый вертикальный ряд учащихся):
756, 854, 940, 395, 123, 237.
8. Итог урока.
Игра «Продолжи ответ».
– Чем отличается склонение числительных:
пять, пятнадцать, пятьдесят, пятьсот?
Опираясь на схему, учащиеся рассказывают об особенностях изменения по падежам числительных. Учитель может прервать ответ ученика и попросить продолжить другого.
Домашнее задание: упражнение 364.