Урок 98 ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ. луиджи пиранделло (1867–1936). рассказ «черепаха»
Цели: познакомить с творчеством писателя; показать на примере рассказа, что такое сатира; выявить тему, идею произведения; развивать навыки анализа текста.
Методические приемы: работа по учебнику, аналитическая беседа.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Прослушивание и комментирование подготовленных ответов учащихся.
III. Сообщение темы и целей урока.
IV. Изучение рассказа Пиранделло «Черепаха».
1. Комментированное чтение учителя.
2. Анализ текста по вопросам.
– Как оказалась черепаха в руках мистера Мишкоу и зачем? (Приятель купил и вложил ее ему в руки, уверяя, что она приносит счастье.)
– Рисуя портреты детей мистера Мишкоу, автор говорит только о глазах. Почему? (Писатель не называет возраста этих детей… «…насколько старческими кажутся глаза обоих детей мистера Мишкоу по сравнению с удивительными глазами отца. Когда человек устал от жизни, ничто его не интересует, хотя они еще молоды, но в них нет блеска, они бесцветны, невыразительны, мертвы. Именно такими глазами они смотрели на черепаху и на отца, и он как-то потускнел, развел руками, растерянно улыбаясь». Не умея ничему удивляться и радоваться, они убивают радость и в других.)
– Какой ультиматум предъявила ему жена? («…Либо в доме не будет черепахи, либо через три дня она вместе с матерью уедет в Англию».)
– Какое решение принимает он? (Мистер понес ее в магазин, но он был закрыт, хотел оставить в такси, но это было бы жестоко, затем задумал оставить ее на клумбе, но полицейский прогнал его, хотел оставить даже на улице.)
– К каким произведениям мы можем отнести это произведение?
Вывод. К сатирическим, здесь не веселый смех, добродушный, доброжелательный, а осмеяние детей, которые родятся, по словам их отца, столетними, как черепаха, без всякого интереса к жизни, и лицемерных семейных отношений жены, ищущей повод для развода, и мужа, который рад, что жена уходит и что черепаха и вправду приносит счастье.
V. Подведение итогов урока.
– Кто из героев вам понравился и почему?
– Как вы объясните концовку рассказа?
Домашнее задание: подготовиться к итоговому уроку:
1) составить устный отзыв на любой самостоятельно прочитанный рассказ;
2) прочитать самостоятельно любое стихотворение Тургенева в прозе, рассказать, как вы его понимаете.