Урок 98. Развитие речи. Подготовка к сочинению на лингвистическую тему

0
584
информатика

Урок 98. Развитие речи. Подготовка к сочинению на лингвистическую тему

Цели: развивать умение отстаивать свое мнение с помощью ар­ гументов; развивать навыки написания текста рассуждения; ознако­ мить учеников с основными научными заслугами А.Х. Востокова.

Методические приемы: лингвистический разбор, элементы анализа текста, составление плана, написание черновика сочине­ ния-рассуждения.

Ход урока

I . Лингвистическая разминка

– Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, сде­лайте синтаксический разбор предложения, обозначьте части речи, сделайте морфологический разбор слова кате­ гория состояния. Река вздулась бл…стящ…м бугром и угрюмую скалу оторочило вор…тником белой пены. (А. Иванов.)

(Река вздулась блестящим бугром, и угрюмую скалу оторочило воротником белой пены.

Оторочило – категория состояния.)

И. Чтение и обсуждение текста «А.Х. Востоков»

(упражнение 283)

Комментарий. Основная мысль текста: А.Х. Востоков внес огромный вклад в становление языкознания как науки.

III . Подготовка к сочинению на лингвистическую тему

1. Обсуждение темы: «Правомерно ли выделять слова категории
состояния в самостоятельную часть речи?»

(Обмен мнениями.)

Выбор типа текста: рассуждение.

Составление плана.

I . Тезис: категория состояния – самостоятельная (несамостоя­ тельная) часть речи. П. Доказательство (аргументы). III . Вывод.

Комментарий: Аргументы против утверждения, что катего­ рия состояния – самостоятельная часть речи:

Состояние природы или человека можно описать не только с помощью категории состояния, но и с помощью других языковых средств: прилагательных, глаголов, наречий и т. д. (см., например, текст К. Паустовского «Обыкновенная земля»).

Ни одна часть речи не касается столь узкой области явлений действительности, как категория состояния: она описывает только состояние природы или человека.

Утверждается, что слова категории состояния не изменяются, хотя в некоторых случаях это не так: Меня знобит. Его знобило. Больного будет знобить.

Во многих случаях слова категории состояния выражаются безличной формой глагола (В окно дует. С утра печет, жарко.) или наречиями (весело, грустно, легко, хорошо и т. д.).

Вывод: слова категории состояния – не самостоятельная часть речи, а особая группа слов, выражающая состояние природы или человека.

Аргументы за утверждение, что категория состояния – само­ стоятельная часть речи:

Каждая часть речи имеет круг описываемых явлений дейст­ вительности, категория состояния тоже.

Большинство слов категории состояния не изменяются.

Слова категории состояния имеют четко выраженную син таксическую роль в предложении – являются сказуемыми.

Любое слово полностью проявляется только в предложении, I в контексте. Слова категории состояния именно в предложении

проявляются как самостоятельная, отдельная часть речи. I Вывод: слова категории состояния – самостоятельная часть речи, обозначающая состояние природы или человека. 4. Написание черновика сочинения.

Домашнее задание

Написать сочинение-рассуждение.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь