Урок 98. Развитие речи. Подготовка к сочинению на лингвистическую тему
Цели: развивать умение отстаивать свое мнение с помощью ар гументов; развивать навыки написания текста рассуждения; ознако мить учеников с основными научными заслугами А.Х. Востокова.
Методические приемы: лингвистический разбор, элементы анализа текста, составление плана, написание черновика сочине ния-рассуждения.
Ход урока
I . Лингвистическая разминка
– Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, сделайте синтаксический разбор предложения, обозначьте части речи, сделайте морфологический разбор слова кате гория состояния. Река вздулась бл…стящ…м бугром и угрюмую скалу оторочило вор…тником белой пены. (А. Иванов.)
(Река вздулась блестящим бугром, и угрюмую скалу оторочило воротником белой пены.
Оторочило – категория состояния.)
И. Чтение и обсуждение текста «А.Х. Востоков»
(упражнение 283)
Комментарий. Основная мысль текста: А.Х. Востоков внес огромный вклад в становление языкознания как науки.
III . Подготовка к сочинению на лингвистическую тему
1. Обсуждение темы: «Правомерно ли выделять слова категории
состояния в самостоятельную часть речи?»
(Обмен мнениями.)
Выбор типа текста: рассуждение.
Составление плана.
I . Тезис: категория состояния – самостоятельная (несамостоя тельная) часть речи. П. Доказательство (аргументы). III . Вывод.
Комментарий: Аргументы против утверждения, что катего рия состояния – самостоятельная часть речи:
Состояние природы или человека можно описать не только с помощью категории состояния, но и с помощью других языковых средств: прилагательных, глаголов, наречий и т. д. (см., например, текст К. Паустовского «Обыкновенная земля»).
Ни одна часть речи не касается столь узкой области явлений действительности, как категория состояния: она описывает только состояние природы или человека.
Утверждается, что слова категории состояния не изменяются, хотя в некоторых случаях это не так: Меня знобит. Его знобило. Больного будет знобить.
Во многих случаях слова категории состояния выражаются безличной формой глагола (В окно дует. С утра печет, жарко.) или наречиями (весело, грустно, легко, хорошо и т. д.).
Вывод: слова категории состояния – не самостоятельная часть речи, а особая группа слов, выражающая состояние природы или человека.
Аргументы за утверждение, что категория состояния – само стоятельная часть речи:
Каждая часть речи имеет круг описываемых явлений дейст вительности, категория состояния тоже.
Большинство слов категории состояния не изменяются.
Слова категории состояния имеют четко выраженную син таксическую роль в предложении – являются сказуемыми.
Любое слово полностью проявляется только в предложении, I в контексте. Слова категории состояния именно в предложении
проявляются как самостоятельная, отдельная часть речи. I Вывод: слова категории состояния – самостоятельная часть речи, обозначающая состояние природы или человека. 4. Написание черновика сочинения.
Домашнее задание
Написать сочинение-рассуждение.