Урок 97. Морфологический разбор категории состояния
Цели: показать порядок разбора слов категории состояния; со вершенствовать навыки анализа и пересказа текста.
Методические приемы: лингвистический разбор, элементы анализа текста, сжатое изложение.
Ход урока
I . Лингвистическая разминка
– Сделайте синтаксический разбор предложения, обозначьте
части речи.
Опадали последние, ослепительно желтые листья кленов, под ногами шуршало, небо ясное, воздух чист и прозрачен.
II . Проверка домашнего задания
Беседа по вопросам упражнения 281.
Слова категории состояния: торжественно, тихо. Общее зна чение – состояние природы; синтаксическая роль – сказуемые.
Стиль текста – художественный с элементами публицистиче ского (вопросительные предложения; цель текста – привлечь вни мание к красоте родной земли, научить видеть необыкновенное в обыкновенном.)
III . Сжатое изложение
Учитель читает текст один раз, ученики пересказывают текст в 4-6 предложениях.
IV . Изучение темы «Морфологический разбор категории
состояния»
План морфологического разбора дается в учебнике – § 46, с. 128. Ученики изучают тему самостоятельно. Обсуждение вопроса:
– Почему планы морфологического разбора именных частей речи и глагола более развернутые, чем планы морфологиче ского разбора деепричастия, наречия и категории состояния?
(Деепричастие, наречие и категория состояния — неизменяе мые части речи, поэтому у них невелик набор грамматиче ских признаков.)
V . Выполнение упражнений
Упражнение 280: морфологический разбор слов категории со стояния. Разбор слов из 1-го предложения выполняется у доски (письменно и устно), слов из 2-го и 3-го предложений – 1-й вариант, из 4-го и 5-го предложений – 2-й вариант (письменно в тетрадях).
Домашнее задание 1- §46.
2. Упражнение 282.