Урок 96 «НОВЫЕ ЛЮДИ» В РОМАНЕ Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО. «ОСОБЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК», ЕГО ЖИЗНЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ

0
560
компьютер

Урок 96
«Новые люди» в романе Н. Г. Чернышевского.
«Особенный человек», его жизненные принципы

Цели: расширить представления учащихся о «новых людях», помочь почувствовать их самобытность, красоту, богатую и напряженную умственную жизнь; проследить по тексту превращение Рахметова в «особенного человека»; выяснить, что общего между Рахметовым и «новыми людьми», чем он от них отличается; рассмотреть, как показано будущее в романе.

Ход урока

I. Беседа с учащимися по вопросам:

1. Кого мы относим к «новым людям» и для чего показаны их биографии?

2. Что общего в судьбах Лопухова и Кирсанова?

3. Почему, на ваш взгляд, автор сознательно подчеркнул в своих героях качество обыкновенности?

4. С какой целью введена в роман фигура Рахметова?

5. Какие обстоятельства жизни Рахметова способствуют превращению его в «особенного человека»?

6. Как показана сложность душевной жизни Рахметова?

7. Что общего у Рахметова с «новыми людьми», чем он отличается от них?

8. В чем смысл жизни Веры Павловны?

9. Как показано будущее в романе?

II. Сообщение учащихся о главных героях романа.

Выводы. Своим романом «Что делать?» Чернышевский отвечает, что делать, чтобы приблизить «светлое и прекрасное» будущее. Он создает образы обыкновенных «новых людей», которые знают, как это сделать.

Лопухов и Кирсанов – разночинцы, гордящиеся своим происхождением. Они много читают, занимаются медициной, увлекаются естественными науками. Это люди сильной воли и большого ума, с чувством собственного достоинства. (Эти качества сближают «новых людей» Чернышевского с тургеневским «лишним человеком» Базаровым.)

В отличие от Базарова, Лопухов и Кирсанов любят и понимают искусство, умеют чувствовать красоту природы. Они не одиноки. Чернышевский упоминает и о студенческой молодежи, окружающей Лопухова и Кирсанова, и об офицерах, близких к Рахметову. Рядом с «новыми людьми» еще один положительный герой – автор.

Н. Чернышевский пишет о Лопухове и Кирсанове как о людях нового типа: «Каждый из них – человек отважный, не колеблющийся, не отступающий, умеющий взяться за дело, и если возьмется, то… так, что оно не выскользнет из рук; это одна сторона их свойств; с другой стороны, каждый из них – человек безукоризненной честности, такой, что даже и не приходит в голову вопрос: «Можно ли положиться на этого человека во всем безусловно?». Это ясно, как то, что он дышит грудью; пока дышит эта грудь, она горяча и неизменна, – смело кладите на нее свою голову, на ней можно отдохнуть».

Необходимо отметить, что Лопухов умеет общаться с молодежью, увлечь ее. Он пропагандист. Кирсанов – талантливый ученый, борец в науке.

Вера Павловна, как и большинство «новых людей», рано начала работать, преодолевать невзгоды и трудности. Для нее недостаточно быть счастливой только в личной жизни. Она хочет жить для народа, бороться за освобождение других женщин. Ее невозможно заставить что-либо делать против воли. Личное счастье «невозможно без счастья других». (Таков взгляд писателя на роль женщины в обществе.)

Рахметов в романе Чернышевского – «особенный человек», «ригорист», человек «другой породы» (то есть профессиональный революционер, вождь). Автор пишет: «Я встретил до сих пор только восемь образцов этой породы (в том числе двух женщин)».

Рахметов по своему происхождению – дворянин, но по взглядам на жизнь, на народ он – демократ.

Умный, одаренный, отличающийся редкой трудоспособностью, он заранее готовит себя к революционной работе. Огромно его желание освободить от угнетения народ. «Мало их, но ими расцветает жизнь всех; без них она заглохла бы, прокисла бы; мало их, но они дают всем людям дышать, без них люди задохнулись бы. Велика масса честных и добрых людей, а таких людей мало… Это цвет лучших людей, это двигатели двигателей, это соль соли земли», – пишет с восхищением Н. Чернышевский.

III. Прослушивание и рецензирование докладов (или сообщений).

Примерные темы:

1. Что же «прекрасно» в жизни, нарисованной Чернышевским в «Четвертом сне»?

2. Размышления над афористическим высказыванием Чернышевского: «будущее светло и прекрасно…».

3. Вера Павловна и организованные ею мастерские.

Домашнее задание (по группам).

Биография Салтыкова-Щедрина:

1) Детство и юность сатирика.

2) Начало литературной деятельности.

3) «Губернские очерки» (обзор).

4) Салтыков-Щедрин на государственной службе.

5) Работа в «Современнике» и «Отечественных записках».

6) Сказки «Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

поурочный план, 10 класс, русская литература